Афазия после инсульта как долго

Почему от разновидности расстройств речи зависит восстановление

Самые главные речевые центры мозга (Брока и Вернике) расположены в лобно-височной области левого полушария (у правшей).

При поражении разных участков в головном мозге возникают разные речевые расстройства. В зависимости от этого выделяют следующие виды афазии:

  • Сенсорную – поражен центр Вернике в участке между теменной и височной долей. Человек не понимает, не создает осмысленную речь и поэтому не может вести диалог или рассказ, хотя произношение отдельных слов, не связанных между собой, не нарушено.
  • Моторную – поражен цент Брока в участке между лобной и височной долей. Утрата речи вызвана неспособностью произношения слов – человек понимает обращенную речь и хочет сказать, но не может сделать этого.
  • Семантическую – утрачена способность понимать и произносить сложные по смыслу и звучанию речевые конструкции, но сохранена способность говорить простыми смысловыми предложениями.
  • Амнестическую – человек может нормально говорить, но забывает отдельные названия и слова, поэтому во время разговора не может сказать их.

Сенсорные расстройства речи самые опасные и плохо восстанавливаются – примитивная способность произносить отдельные несвязанные между собой слова может остаться на всю жизнь. Моторная афазия лучше устраняется – даже если больной полностью утратил речь, она может восстановиться полностью.

Важно понимать, что на восстановление речи, как и любых утраченных функций головного мозга, вызванных инсультом, нужно время. Реабилитационный процесс при сенсорной афазии чаще (в 72%) происходит медленно и постепенно, пошагово, когда способности разговаривать расширяются с каждым днем или месяцем.

При моторной афазии чаще (в 65%) бывает спонтанное восстановление речи по типу рывков – человек по несколько недель не достигает никаких результатов лечения, после чего наступает выраженное улучшение (например, вообще не может ничего сказать, а через несколько месяцев сразу разговаривает предложениями).

Максимальное восстановление речи происходит на первом году после инсульта, но продолжается до 3–5 лет. После этого срока имеющиеся нарушения сохраняются пожизненно.

Реабилитация речевых функций должна быть упорной, но систематизированной. Нельзя как перенапрягаться, так и недостаточно интенсивно работать над собой. Лучше всего чередовать периоды активных занятий (упражнения по произношению, работа с логопедом) с отдыхом.

Продолжительность занятий увеличивайте постепенно – от нескольких минут в первые дни после стабилизации состояния больного до 1–2 часов через 4–5 недель. Это правило распространяется даже на такие мероприятия, как прослушивание речи, музыки и просмотр телепрограмм – они также должны быть ограниченными по времени и чередоваться с периодами отдыха.

Обязательно обратитесь к специалистам – логопеду, невропатологу, реабилитологу. С их помощью речь восстановится лучше и быстрее.

инсульт головного мозка в золе Вернике
КТ-снимок ишемического инсульта в зоне Вернике. А – очаг ишемического инсульта в первые часы; В – геморрагическая трансформация инсульта на 3 сутки

При расстройстве импрессивной речи возникают выраженные речевые нарушения, которые тяжело поддаются восстановлению. Нарушается понимание и адекватный произвольный контроль за речью.

У таких пациентов нарушен фонематический слух (восприятие сочетания звуков), не узнают обращенные к ним фразы, как- будто не знали родного языка. Если патология выражена, то речь воспринимается как набор звуков без смысла – «синдром глухоты на слова».

Возникают литеральные парафазий (замены в собственной речи одних звуков на другие, созвучные: «ба» на «па») или вербальных парафазий (замены слов).

Если утрачены грамматические конструкции языка, пациент не понимает смысла отдельных фраз, образованных предлогами или окончаниями. Например: не видит смысловой разницы между «квадрат под овалом» и «квадрат над овалом».

Нарушается процесс речепродукции- затруднение в произведении речи. При нарушении экспрессивной речи нарушается темп- она становится разорвана и с паузами. С трудом и медленно подбирается нужное слово (брадилалия).

Возникают персеверации (стереотипные повторения слов – вербальные или сочетания звуков – литеральные).

Когда у пациента не контролируются движения мышц речевого аппарата, происходит замена звуков в зависимости от положения речевых мышц (например, «р» на «л»).

Виды афазии

  • Эфферентная моторная афазия (МАФ) – нарушена ЭР: пациенты молчат и с трудом произносят слова, без интонации, говорят неправильно с отсутствием глаголов (телеграфный стиль). Используют долгие паузы, звуковые и вербальные персеверации. За доктором фразы и слова не повторяет. Эти признаки сочетаются с нарушением чтения вслух и ошибками в письме;
  • Субкортикальная МАФ (афемия) – беглость речи уменьшена, есть трудности при повторении слов, нарушено произношение. В отличии от ЭМАФ письмо не страдает;
  • Динамическая АФ – сходна с ЭМАФ по проявлениям, отличается сохранением повторений фраз и слов за доктором, а также частыми вербальными персеверациями (повторениями);
  • Афферентная МАФ – возникают литеральные парафазии, без снижения беглости речи, пауз и грамматических изменений;
  • Сенсорная АФ – утрачен фонематический слух: не понимается устная и письменная речь. Нет смысла услышанного и характерны литеральные парафазии, в том числе и при письме. Речь не беглая и без пауз, с нормальным произношением;
  • Сенсомоторная АФ – речевая функция нарушена (как инициация речи, так и фонематический слух), есть симптомы и сенсорной, и моторной АФ;
  • Акустико-мнестическая АФ (АМАФ) – нарушается ИР: пациент не понимает устную и письменную речь. Он произносит мало существительных (заменены местоимениями), характерно наличие вербальных парафазий и небольших пауз;
  • Оптико-мнестическая АФ (ОМАФ) –трудности называть предметы по показу, то возможно при подсказках. В отличие от АМАФ нарушений речи нет;
  • Амнестическая АФ – сочетание АМАФ и ОМАФ, частая причина – болезнь Альцгеймера;
  • Семантическая АФ – нарушена грамматика предложений: трудности при восприятии сложных предложений на слух и при чтении; в собственной речи только простые слова, легко повторяются за врачом сложные фразы;
  • Транскортикальная смешанная АФ (ТКСАФ) – сочетание симптомов динамической и семантической афазий; отличие – пациент повторяет фразы за доктором;
  • Проводниковая АФ – сильно нарушено повторение фраз за доктором и чтение вслух, определение предметов по показу, возможно наличие персевераций обоих видов, в письме много ошибок, пропусков букв и слов. Характерна, когда поражается белое вещество в верхних отделах теменной доли ГМ, иногда при смене сенсорной афазии;
  • Подкорковые АФ – ЭР нарушается при поражении таламуса (сходна с сенсорной АФ, отличается пониманием речи и легким повторением за доктором); полосатого тела (снижена беглость, нарушено произношение, парафазии); задних отделов внутренней капсулы (ВК) – мягкие речевые нарушения.
Предлагаем ознакомиться:  Почему закладывает нос после употребления алкоголя

АФ развивается, когда поражается следующая область коры ГМ, которая отвечает за речевую функцию:

  • премоторная – соответствует задней части нижней лобной извилины (поля №44 и 45);
  • постцентральная – соответствует нижней части корковых полей (1,2,5,7 и 40 поля), височной извилине (поле №22),
  • нижней теменной дольке (39 и 40 поля) и задним отделам височной доли (поле №37);
  • префронтальная – соответствует передним отделам лобной доли (9-11, 46 поля). 

Лечение возникшего инсульта проводится в специализированном ангионеврологическом стационаре. Тактика лечения подбирается в зависимости от вида (ишемический или геморрагический).

Реабилитационные мероприятия начинаются уже с первых дней после инсульта- ранняя реабилитация, которая серьезно повышает шансы на успешное восстановление. Главное условие- ясное сознание и стабильное общее состояние пациента.

В отношении восстановления речевых нарушений действуют те же принципы- ранее начало целенаправленных реабилитационных мероприятий повышают вероятность полного восстановления речи.

Нарушения речи- сфера работы логопеда. Этот специалист- главная, после пациента, фигура в речевой реабилитации. Логопед ведёт занятия- логопедический тренинг. Это набор упражнений, которые направлены на возвращение нарушенного речевого компонента.

Никакие лекарственные препараты не идут в сравнение с результатами восстановления речи, которые дает логопед.

Логопедический тренинг дополняется занятиями лечебной физкультурой- это стимулирует работу нервных клеток и налаживание связей в головном мозге.

Прогноз восстановления афазии после инсульта зависит от:

  • величины очага;
  • локализации инсульта и вида афазии;
  • мотивации пациента;
  • ранее начало речевой реабилитации (первые дни и недели после острого нарушения мозгового кровообращения).

Как восстановить речь после инсульта: упражнения, прогнозы

Из этой статьи вы узнаете: как происходит восстановление речи после инсульта, какими могут быть речевые нарушения, и насколько они обратимы. Что нужно делать для максимально быстрого и полноценного восстановления речи.

Нарушение речи – одно из самых распространенных проявлений и последствий как ишемических, так и геморрагических инсультов. Это расстройство специалисты называют афазией. Она может быть разной по степени выраженности, продолжительности и обратимости – от легких кратковременных сложностей с произношением отдельных слов до полного и пожизненного отсутствия речи после перенесенного инсульта.

Насколько хорошо восстановится речь и будет ли вообще говорить больной после инсульта, зависит от трех факторов:

  1. Насколько сильно поражены зоны мозга, отвечающие за речевую функцию – чем обширнее инсульт, тем тяжелее афазия.
  2. От своевременности и полноты лечебно-реабилитационных мероприятий: чем раньше начато и полноценнее комплексное лечение, тем лучше восстановление.
  3. Какой именно центр речи поражен, и какая разновидность афазии у больного – моторная афазия лучше всего поддается лечению, а сенсорная часто носит необратимый характер, сохраняясь пожизненно (подробнее про виды афазии – далее в статье).

Восстановить нормальную речь после инсульта возможно, даже если она была полностью утрачена. Но тяжело предугадать, насколько полноценным будет восстановление у конкретного больного. Процесс реабилитации может длиться от нескольких дней до нескольких лет, требует от больного и близких регулярных занятий и больших усилий.

Лечиться лучше под контролем специалистов: невропатолога, реабилитолога и логопеда.

Неврологические заболевания головного мозга с последующим кровоизлиянием – достаточно распространенная патология, требующая грамотного лечения. Восстановление речи после инсульта – одна из первостепенных задач комплексной терапии. Чаще всего в отсутствии адекватного лечения данный недуг приводит к инвалидности.

Афазия после инсульта как долго

В результате грамотного подхода, возможно, уменьшить отрицательные последствия кризиса. Основное условие – своевременность оказания первой помощи. При правильной терапии риск инвалидности существенно снижается.

Афазия на фоне геморрагического или ишемического кризиса связана с поражением центра в коре мозга, отвечающего за речевые функции. У правшей он находится слева, но при некоторых типах синдрома, одновременно затрагиваются лобные и теменные доли, мозжечок.

Пациент, перенесший кризис, не может произносить нормально слова, утрачивает возможность писать, читать, перестает распознавать фразы других людей. Такие нарушения наблюдаются при поражении височной доли (сенсорной патологии).

Заболевание сопровождается и другими речевыми дисфункциями:

  1. Тотальный тип. Речь полностью отсутствует, больной не узнает родных людей, не осознает, что с ним происходит.
  2. Моторный вид. Человек осознает, о чем с ним общаются окружающие, реагирует на происходящее в ответ. Речь у больного напоминает несвязанные звуки.
  3. Амнестический тип. Пациент не распознает окружающие его вещи. Словарный запас достаточно ограничен.
  4. Семантический вид. Человек не воспринимает сложные фразы, предложения, синонимы и сравнения. При обращении к нему следует употреблять самые простые речевые конструкции.

В зависимости от типа афазии у человека, подбирается индивидуальная программа лечения после инсульта в домашних условиях и стационаре. При повреждении теменной и лобной части (моторной афазии) устранить речевые расстройства намного сложнее, чем при сенсорной патологии.

Время на протяжении, которого пациент «приходит в себя» после инсульта зависит от своевременности оказания медицинской помощи, локализации кровоизлияния, типа патологии и общего состояния здоровья определенного человека.

Примерное время и прогноз на возвращение человека после инсульта к нормальному образу жизни выглядит примерно так:

  1. Ишемический кризис с незначительными неврологическими нарушениями (небольшой паралич лица и конечностей, дисфункции зрения, координации, головокружения). На частичное восстановление потребуется несколько месяцев, полное – до 3-х.
  2. Различные типы инсульта с характерными неврологическими изменениями (сильный паралич лица, конечностей, значительные нарушения координации). Чтобы человек смог частично обслуживать себя потребуется около полугода, на полное излечение иногда уходят года.
  3. Тяжелые геморрагические и ишемические кризисы со стойким неврологическим нарушением (инвалидность за счет поражения одной из конечностей и другие серьезные дефекты). Частичное лечение с возможностью сидеть самостоятельно – до 2-х лет, полноценное восстановление – невозможно.
Предлагаем ознакомиться:  Шум в ушах после простуды народными средствами

Афазия после инсульта как долго

Чем тяжелее кризис, тем сложнее ответить, как восстановить речь после геморрагического инсульта. При ишемическом кризисе человек приходит в себя значительно быстрее. На фоне серьезного неврологического нарушения при любом инсульте у пациента не всегда имеется возможность на полное излечение.

По мнению специалистов, первые 6 месяцев после кризиса считаются более плодотворными в восстановлении речевых функций. Но это не означает, что в это время способность говорить вернется без помощи врачей, усилий со стороны больного.

Как восстановить речь после инсульта:

  • систематические занятия с логопедом по специальной схеме, позволяющей быстро вернуть потерянные навыки;
  • выполнение упражнений в домашних условиях, которые подбирает специалист;
  • определение типа афазии на основании комплексной диагностики.

Для достижения максимально быстрого эффекта следует, чтобы первое время логопед занимался с человеком, перенесшим инсульт в присутствии его родных, это даст возможность родственникам запомнить необходимые упражнения.

При уменьшении тяжести симптоматики афазии и «обнадеживающей» динамики, можно уменьшать количество общений с логопедом. Специалиста можно приглашать на дом – 1 раз в несколько недель для коррекции, наблюдения за ходом лечения. Логопедические упражнения должны осуществляться каждый день.

Чтобы быстро вернуть потерянную после геморрагического или ишемического инсульта речь недостаточно обеспечить пациенту только занятия с доктором. Вернуться к полноценному образу жизни возможно только при условии медикаментозной терапии, предполагающей употребление препаратов, способствующих восстановлению кровообращения травмированных участков головного мозга.

Логопедические упражнения должны сочетаться с техникой специального массажа шейного отдела позвоночного столба, с мощной электростимуляцией и физиотерапевтическим воздействием.

Несмотря на то, что для каждого типа афазии предусмотрены свои упражнения для восстановления нормальной речи после инсульта, следует помнить, что все нарушения носят смешанный характер и требуют системного особого подхода.

Комплекс специальных занятий поможет не только вернуть утраченные навыки, но и улучшить здоровому человеку свои ораторские способности, дикцию.

На тренировках рекомендуется придерживаться рекомендаций логопеда, которые включают:

  1. Вытянуть губные складки в трубочку, держать 3-5 секунд, затем повторить (до 10 подходов).
  2. Нижней часть челюсти схватить верх губы, удерживать 2-3 секунды, отпустить (5-10 раз).
  3. Аналогично предшествующему упражнению, только наоборот – верхней губой зажать нижнюю часть.
  4. Приоткрыть рот, вытянуть шею вперед, высунуть язык (насколько это возможно), задержаться на несколько секунд (5-10 повторов).
  5. По очереди облизываем верхнюю и нижнюю губную складку, слева на права, затем, наоборот (до 10 подходов).
  6. Изобразить языком трубочку.
  7. Облизывать по кругу губные складки.
  8. Закрыть рот и языком дотянутся к нижнему небу.
  9. Цокать языком, как лошадь во время бега.
  10. Закрыть рот, зубы разомкнуть, круговыми движениями водить языком между губными складками и зубами.
  11. Попытаться улыбнуться, показав при этом все зубы, затем повторить движение с сомкнутой челюстью.
  12. Прошипеть, словно змея, выдвинув язык из полости рта.
  13. Послать поцелуй, громко причмокивая.
  14. Языком дотянуться до подбородка, после кончика носа.

Упражнения при афазии можно выполнять в различной последовательности по 2-3 раза/сутки, сочетая их с другими занятиями по восстановлению речевых функций. Логически завершать фразы за помощником, разучивать скороговорки, стихи, считалки, песни, слушать любимые музыкальные произведения.

Чтобы речь восстановилась полностью (насколько это возможно) необходимо подходить к выполнению рекомендаций логопеда, лечащего врача со всей ответственностью. Во время занятий в комнате должны быть полная тишина.

Цель данной терапии – восстановить, обновить травмированные инсультом сосуды, ткани. Стволовые клетки распознают проблемные участки, заменяют погибшие нейроны здоровыми нервными клетками.

Современная методика восстановления функций, речи после инсульта включает следующую схему действий:

  • из биологического материала человека, извлекают стволовые ткани;
  • полученные клетки доводят до нужной величины;
  • вводят внутривенно раз в 2 месяца.

Подобная терапия позволяет восстановить поврежденные ткани «серого вещества» и его функции, укрепить иммунитет, улучшить общее самочувствие человека, повысить жизненный потенциал.

Сложное нарушение речи после инсульта, возможно, устранить и при помощи других способов терапии, порекомендовать которые сможет только квалифицированный невролог. В этих целях он проведет комплексную диагностику, по результатам которой назначит соответствующее лечение, включающее:

  1. Физиотерапию – электростимуляцию речевых мышечных тканей. Ее чаще всего используют при моторном типе афазии. Но современные врачи к ней прибегают в редких случаях.
  2. Иглорефлексотерапию – используется для восстановления артикуляции и звена речевой функции. Назначается при моторном типе патологии.
  3. Функциональное биоуправление. Данная методика основана на визуальном воздействии на речевую мускулатуру. Не рекомендуется применять больным с расстройством восприятия.

афазия после инсульта

Комплексная терапия, включающая данные методики воздействия, помогает улучшить речевые функции. Сложность реабилитационного периода и сколько займет лечение последствий геморрагического или ишемического инсульта зависит от локализации кровоизлияния, его обширности. В некоторых случаях на восстановление уходит всего месяц, в других до 2-х лет.

Общие правила и мероприятия

  • Раннее обращение за медицинской помощью (в первые часы после возникновения болезни).
  • Медикаментозная поддержка.
  • Занятия с логопедом.
  • Специальные упражнения, восстанавливающие произношение.
  • Вспомогательные методы лечения: физиотерапевтические процедуры, хирургические операции, терапия стволовыми клетками.

Большое значение имеет окружающая обстановка, в которой находится больной. Его родственники и окружение должны способствовать восстановительным процессам. Ведь, по сути, взрослый человек, утративший речь, как маленький ребенок, должен заново научиться говорить.

  1. Спокойная обстановка, исключающая стрессы, волнения, громкие звуки и шум.
  2. Заинтересованность и стремление восстановить речевые способности.
  3. Постоянное общение – даже если больной вообще не реагирует на обращение и речь, он должен слышать ее. Разговаривайте с больным, между собой, и со временем головной мозг начнет не только воспринимать, но и самостоятельно воспроизводить то, что слышит.
  4. Процесс реабилитации должен состоять из нескольких последовательных этапов, отвечающих за постепенное восстановление разных способностей, – понимание речи, произношение звуков, слов, словосочетаний, предложений, осмысленной развернутой речи, усовершенствование произношения.
  5. Продолжительность этапов реабилитации может быть разной (дни, недели, месяцы и даже годы).
  6. Нельзя останавливаться на достигнутом результате.
Предлагаем ознакомиться:  Что делать если начало болеть горло

Афазия после инсульте: лечение и восстановление

  1. Медикаментозная терапия – препараты, восстанавливающие кровообращение и работу клеток головного мозга (Цераксон, Трентал, Пирацетам, Церебролизин).
  2. Физиотерапия – электроимпульсная терапия, миостимуляция, иглорефлексотерапия, массаж языка и мимической мускулатуры и другие методики.
  3. Хирургические операции – сосудистые и нейрохирургические вмешательства, улучшающие кровообращение и функционирование клеток головного мозга.

Афазия при инсульте – это нарушение, вызванное повреждением мозговых центров, осуществляющих как восприятие чужой речи, так и собственную артикуляцию. Возможна частичная, либо полная потеря способности говорить.

Существует несколько типов нарушений: динамическая афазия, моторная, сенсорная, семантическая, акустико-мнестическая, акустико-гностическая. Лечение афазии включает как медикаментозную терапию для предотвращения осложнений инсульта, так и восстановление речевых навыков с помощью упражнений.

Причины афазии заключаются в повреждении областей коры, ответственных за интеграцию процессов речи, а также за ее восприятие, произношение, запоминание. Поражение нервных клеток и проводящих путей возможно при геморрагическом и ишемическом инсультах, травмах головного мозга.

  • Акустико-гностическая афазия после инсульта – нарушение, при котором у больного человека нарушается как восприятие, так и собственная речь. Пациент перестает понимать значение слов. Нарушается и речь самого человека – одни звуки или слова заменяются другими, отсутствует правильное согласование в предложениях. Такое случается при поражении височных долей головного мозга.
  • Акустико-мнестическая афазия это нарушение, которое характеризуется нарушением запоминания длинных предложений и словосочетаний. Причина – поражение височных центров речи. При акустико-мнестической афазии пациенты могут также заменяют слова.
  • Моторная афазия, возникающая после поражения центра Брока при кровоизлиянии, бывает двух видов: афферентная и эфферентная. При афферентной афазии больной после инсульта не может произнести звуков, т.к. забывает позицию языка и губ для их осуществления. Пациент может заменять звуки в словах, но видит свои ошибки. Такая патология развивается при инсульте в нижне-теменных областях. Эфферентная афазия проявляется в неправильной постановке фраз. В письменной речи наблюдаются перестановки букв в слове, может быть и полная потеря навыков письма. Человек осознает, что говорит неправильно и допускает грамматические ошибки. Повторяет фразы, устойчивые выражения, порой и нецензурные. Возможно торможение речи, однако первое предложение помогает развернуть следующие мысли. При этом поражаются заднелобные и премоторные корковые отделы.
  • Динамическая афазия – это отсутствие у больного инициативности в произнесении фраз и слов для общения с другими людьми. Однако при этом пациент способен повторять за другим человеком, писать под диктовку, читать вслух.
  • Семантическая афазия возникает при инсульте в нижне-теменной области. У пациента появляются трудности в восприятии значений речевых оборотов, идиоматических выражений, наречий, означающих место. Фразы короткие, как в диалогах.
  • Сенсорная афазия – нарушение восприятия звуков, неразличение похожих фонем.

Узнайте о последствиях разрыва аневризмы сосудов головного мозга. Возможные последствия операции.

Лечение афазии

Лечение афазии после инсульта включает в себя занятия с логопедом, а также медикаментозную терапию для защиты уцелевших клеток от некроза, массаж воротниковой зоны, физиотерапию. Необходимая тщательная реабилитация при помощи родственников.

Афазия после инсульта как долго

Для восстановления когнитивной функции головного мозга назначают ноотропные препараты, а также медикаменты, улучшающие кровообращение мозга и повышающие его устойчивость к гипоксии. Используют Кавинтон, Цитофлавин, Церебролизин. Необходимы также витамины группы В.

Показана иглорефлексотерапия для релаксации и улучшения мозгового кровообращения. Иногда прибегают к трансплантации стволовых клеток для восстановления когнитивных функций. Основной стратегией лечения при афазии является тренировка и восстановление утерянных при кровоизлиянии навыков письменной и устной речи.

Необходимо начать занятия с логопедом как можно раньше, не позднее двух недель с возникновения первых симптомов. Длительность уроков по восстановлению речи должна быть около 7-15 минут, так как состояние больного требует отдыха.

Постепенно продолжительность репетиций можно увеличивать. Следует также следить за тем, чтобы при проведении занятий не возникало посторонних звуковых раздражителей. Это очень отвлекает человека с афазией при инсульте, логопедический материал для занятий представлен ниже.

Первые занятия лучше проводить под присмотром врача в условиях стационара. Важно поддерживать пациента морально, укреплять его энтузиазм и веру в собственные силы. Просмотр телевизора не должен занимать более двух часов в день. Причем передачи должны настраивать больного на позитивный лад.

Знаете ли вы как проявляются моторные нарушения речи у детей? Основные проявления патологии.

Помощь логопеда

Перед тем, как восстановить речь после инсульта, больной консультируется врачом логопедом-афазиологом. Специалист определит характер афазии и составит индивидуальную программу реабилитации с учетом имеющихся нарушений.

При таком подходе около 25–30% больных с выраженными речевыми расстройствами уже к выписке из стационара начинают разговаривать. Элементы занятий нужно продолжать выполнять самостоятельно в домашних условиях, но периодически (еженедельно или ежемесячно) посещать логопеда для коррекции реабилитационных мероприятий.

  • Определение реакции на громкий и тихий голос.
  • Постепенное наращивание, усложнение нагрузок и заданий.
  • От простого к сложному – только после освоения менее сложных функций (понимание и произношение звуков) можно приступать к освоению более сложных речевых конструкций (слов, предложений).
  • Обязательно следить не только за произношением, но и за пониманием смысла произносимых слов.
  • Обязательно учитывать заинтересованность больного в изучаемой теме – говорить о том, что интересно больному.
  • Использовать технику – начинать фразу самому, а больной заканчивает ее.
  • Использовать музыкальные приемы – подпевание пациентом любимых песен помогает быстрее восстановить разговорную речь.
  • Сочетание рисования с тренировкой произношения – то, что больной не может произнести, он должен нарисовать.

Все эти приемы положительно влияют на восстановление речевых центров головного мозга.

карта общения
Карта общения помогает пациентам с афазией коммуницировать с окружающими. Нажмите на фото для увеличения
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector