Истоки и реалии майского мда

Народное православие и Медовый Спас (или почему Спас стал «медовым»).

Поводом для написания данной статьи послужило упорство отдельных пчеловодов в придании особой роли в пчеловодстве православному  празднику в просторечии называемому Медовый Спас.

Интерес граждан в послеперестроечное время к родной истории вырос значительно. Это похвально. Любое развивающее познание приветствуется. Однако стремление поглотить информацию, необузданную научными рамками, приносит свои издержки.

Вера людей в печатное слово уравняла ценность истинного и мнимого. Не обладая научными подходами работы с источниками, народ воспринимает любые монографии как истину в последней инстанции. Главной ценностью для человека, как правило, выступает первая информация, неважно, из какого источника  полученная. После чего даже сотня научных трудов не может его переубедить.

Аналогичная ситуация в нашей стране сложилась и с религиозным мировоззрением. Смахнув только пыль с церковных книг, каждый начинает трактовать вероучение со своей колокольни. Эта болезнь касается всех конфессий, а не только православия. В данном случае речь пойдёт о православном празднике, именуемом в народе, как Медовый Спас.

Вот это самое название и вводит людей в заблуждение. С одной стороны одни пытаются придать большое значение в данном христианском празднике мёду. С другой стороны некоторые наоборот стараются показать этот святой для христиан день, как значительный в пчеловодстве.

И первый и второй выводы не имеют под собой должных оснований. История происхождения Медового Спаса имеет совсем иные корни, ни как не связанные  с пчеловодством и лишь только отдалённо затрагивающие мёд.

Чтобы подтвердить это заключение необходимо ответить на несколько вопросов, касающихся Медового Спаса. Что означает этот христианский праздник и с чем связано его появление? Когда он появился на Руси?

Что послужило поводом для упоминания мёда? Как ужились оба слова в данном словосочетании? В дополнение к поставленным вопросам, рассмотрим, каким было отношение народа к православию и православным праздникам?

История Медового Спаса имеет очень далёкие корни и запутанные взаимосвязи с другими церковными датами, не говоря уже о народных поверьях и измышлениях.

Почему мёд засахаривается?

Потребитель с закристаллизовавшимся (засахаривавшимся) мёдом встречался и знаком. Цель этого поста — ЛикБез для потребителя об особенностях кристаллизации мёда. Подробное описание всяких нюансов читайте во второй части поста («особенные состояния мёда»).

По поводу особенностей засахаривания (кристаллизации, садки) поясним подробнее.

Как отмечено выше, садка (вид кристаллов) у мёда может быть различной. Время наступления кристаллизации (засахаривания), как видим, у разных сортов так же различно. Случается у закристаллизовавшегося мёда цвет имеет разные оттенки, либо встречаются прослойки и прочие мелкие отклонения от однородности всей массы. Особенно такие «отклонения» заметны в стеклянной таре. Люди начинают сомневаться в таком мёде.

Прополис

Эти опасения беспочвенны. Рассмотрим ряд случаев и их причины.

1.Почему разный цвет у мёда? Плотность мёда в разных частях тары различна. В низу плотность мёда выше, а вверху ниже. Поэтому цветовой оттенок у мёда будет темнее внизу тары, а вверху — светлее. Кушайте такой мёд на здоровье!

2.Почему засахаренный мёд сверху жидкий?  Сверху на закристаллизовавшемся мёде при комнатной температуре (и выше) возможно образование небольшой «лужицы» или слегка более жидкой фракции мёда. Это «выжало» фруктозу.

Если жидкий мёд Вам наливали из только что открытой (полной, не начатой) тары сверху, то после кристаллизации этого мёда, больше шансов для появления в Вашей посуде  небольшой жидкой прослойки . Если Вам при таких же условиях (сверху) наливали мёд с высоким содержанием фруктозы (акация и некоторые виды майского мёда), то Ваш мёд не засахарится ещё дольше, чем у того, кто купит мёд со дна посудины (см.

выше про плотность). Тут безопасность гарантирована! (P.S. Покупая со взвешиванием мёд, набираемый со дна посудины, покупатель платит больше, так как и плотность, и вес у такого мёда больше, а если мёд приобретается объёмом (литрами), то выходит дешевле.)

3.Почему мёд побелел? Если мёд длительное время (небольшое время при высокой комнатной температуре) стоял у Вас в открытом виде, то реакция будет следующая: в верхней части мёд будет сухой (чистая глюкоза), а немного ниже – со слизью.

Объяснение следующее: при соприкосновении с окружающей средой происходит дегидрация — часть влаги испаряется, плюс — процесс окисления глюкозы, а другая часть —  межкристаллическая жидкость вместе с фруктозой образуют эту скользкую массу. Это всё — мёд. Угощайтесь на здоровье!

4. Почему появилась белая плёнка на мёде? Иногда сверху посудинки на меду образуется тоненькая пузыристая белая плёночка. Ещё раз, именно тоненькая плёнка из меленьких пузырьков. Причина следующая. Во время наполнения посуды жидким мёдом при вытекании мёд увлекает за сбой молекулы воздуха.

Этот воздух затем вытесняется из мёда постепенно. Если закрыть посуду с мёдом сразу после заполнения, то даже будучи вытесненным из мёда воздух не будет в состоянии преодолеть внутри ёмкостное давление и «разорвать» оболочку пузыря.

Пчела на сирени.

При кристаллизации мёда всё это «хозяйство» и зафиксируется в подобном виде. Так как дегидрация тонких стенок пузырьков произойдёт быстрее всего, то белый налёт из чистой глюкозы будет на самом видном месте. Кушайте глюкозу на здоровье!

5.Почему мёд с белыми слоями? Ещё один случай с белой плёнкой, а часто – с тонким слоем. Вид у такой беленькой плёнки (слоя) несколько иной. Она больше похожа на нежные рыхлые крупинки пористой губчатой структуры, которые на вкус действительно схожи со вкусом глюкозы и просто тают во рту.

Это она и есть – «чистая россыпь» глюкозы. Иногда бывает, что ёмкость с мёдом пронизана множеством тончайших прожилок из рыхлого «вещества», а то встречаются и целые участки с таким мёдом.Причина описываемого состояния мёда следующая.

Когда с понижением внешней температуры начинается процесс кристаллизации, то он возникает на участках с фракциями мёда, в которых связи молекулы глюкозы  сами по себе уже чисты от посторонних соединений  (молекулы глюкозы окислились, т.к.

она имеет отношение к альдегидам). В процесс протекания реакции кристаллизации вовлекаются соли микроэлементов (не путать с микроэлементами) и кислоты. Выделение температуры способствует реакции кристаллизации рядом.

В результате, в районе этих частиц первообразованной глюкозы выделяется всё больше теплоты и есть условия для дальнейшего окисления глюкозы.Условиями способствующими образованию участков с такой (белыми прослойками) кристаллизацией мёда, выступает, в первую очередь, его состав.

Количество солей микроэлементов, а так же кислот в мёде зависит от растений и местности, на которой они произрастают. Один и тот же сорт мёда в зависимости от местности и года сбора может в последствие иметь или не иметь прослойки.

Коллаж из фото медоносов

Кислотность мёда может зависеть даже от погоды. Реакция с привлечением солей и кислот происходит более активно. Так как мёд на половину состоит из глюкозы, процессы окисления будут происходить бурно.

Затем, можно назвать температуру: разницу температур мёда, окружающей среды (сильные перепады ночных и дневных температур места хранения мёда), температуры частиц (молекул) первых очагов кристаллизации и рядом находящихся, вступающих в реакцию, кроме того различную плотность мёда на участках соприкосновения.

Реакция кристаллизации протекает в одних и тех же местах несколько раз. Вот эти белые участки и есть места, в которых кристаллизация шла активнее (вместе с окислением и дегидрацией), вода была изъята полностью и получена рыхлая смесь глюкозы с воздухом, без межкристаллической жидкости. Такой мёд кушайте на здоровье, приятного аппетита!

Предлагаем ознакомиться:  Хронический и острый атрофический фарингит – что это такое и как лечить

Причина прослоек: говоря научным языком – химические и теплофизические свойства веществ мёда (солей микроэлементов, кислот, глюкозы, см. реакции альдегидов), а простым языком – перепад температур во время реакции кристаллизации и сорт мёда (больше или меньше солей микроэлементов).  Отсюда и вытекает объяснение того почему у одного мёда бывают прослойки, а у другого нет.

В небольшой ёмкости (куботейнер) при подобных условиях кристаллизации мёд будет иметь белые прослойки по всей высоте. В большой ёмкости (50-70 и более литров) рыхлый мёд будет выдавлен к стенкам и вверх.

Из всего прочитанного делать вывод, что любой мёд, имеющий слои, будет настоящим – заблуждение. Если Вам «посчастливилось» приобрести продукт с названием «мёд», но со временем расслоившийся на несколько слоёв разной консистенции и видоизменивший запах, то пробовать такой мёд не следует. Скорее всего, это фальсификация.

6.Почему мёд с разными оттенками? Иногда «девиантное поведение» засахаренного мёда связано с мелким несоблюдением технологии хранения.  Речь идёт о том, что после откачки в процессе хранения мёд следует тщательно перемешивать.

Связано это с тем, что в процессе сбора нектара и производства мёда пчёлы имеют предпочтения в выборе медоносов. В разных ульях мёд может отличаться по показателям. Поэтому, например, если слить мёд с 2-3 ульев в одну ёмкость без перемешивания, то вполне возможно, что при кристаллизации он будет иметь цветовые потёки, волны, пятна и прочую «радугу». Тем не менее, кушайте без опасений!

Вот эти причины и лежат в основе отклонений от привычного равномерного вида в кристаллизации мёда.

Предыстория происхождения Медового Спаса.

Медовый Спас в настоящее время чествуется Русской православной церковью 14 (1августа, все последующие даты в скобках даны по старому стилю)августа. На Руси это православное торжество в честь Спасителя появилось не сразу.

Первое упоминание о нём относится ко второй половине XII века. Связано это с деятельностью князя Андрея Боголюбского.  Владимиро-Суздальский князь стремился в то время создать «свою» церковь (независимую от Киева). Строил храмы.

Содействовал миссионерству православных священников и распространению христианства на Каме, Вологодчине. В народе славился своей богобоязненностью. И своего он добился. Особое покровительство князя церкви способствовало поднятию её авторитета во Владимиро-Суздальской Руси.

Владимирской иконы и креста была одержана победа. Спасителю и Пресвятой Богородице отслужили молебен. За четыре года до этого византийский император в этот же день одержал победу над сарацинами. Две виктории христианских правителей в одно и то же число послужили дополнительным поводом отмечать праздник Спаса.

На настоящий момент в эту дату отмечаются ещё ряд церковных событий: праздник изнесения (происхождения) честных древ Животворящего Креста Господня, день крещения Руси и день памяти семи мучеников Маккавеев.

Медовый Спас – это исконно русский праздник. Почитание Спасителя 14 августа отмечается Русской православной церковью, ноне почитается другими христианами, в том числе и православными церквями, хотя праздник изнесения (происхождения) честных древ Животворящего Креста Господня в этот же день отмечают все.

Предпосылки появления Медового Спаса.

Как же так получилось, что обряд одного праздника оказался у другого?

История праздника изнесения (происхождения) честных древ Животворящего Креста Господня уходит корнями в IX век.

Внутренняя богословская составляющая торжества содержит идею проявления благоговения перед Спасителем, силой которого орудие казни (крест) превратилось в древо жизни для верующего. Человек должен осмыслить суетность этого мира, тем самым исповедовать свою немощь, осознать высшее призвание души, покаяться и уповать на  милость Всевышнего.

Внешняя обрядовая сторона праздника, более понятная простому человеку, связана с крестным ходом. Который как раз и выражает веру в Спасителя, покорность ему и надежду на Его милость.

Пчела летит на подсолнечник

Предыстория праздника такова. На это время года в Византии выпадали трудные времена. К концу лета в связи с загрязнением водоёмов, появлением большого количества насекомых — разносчиков инфекции на территории империи начинали распространяться различные болезни и эпидемии.

Для укрепления веры людей, поддержания их духа в преодолении несчастий  существовал обычай: ежегодно часть Животворящего Креста, хранившегося в домовой церкви византийских императоров, переносили в храм Святой Софии.

В течение последующих двух недель до Дня Успения Пресвятой Богородицы им освящали дороги, присутственные места с целью предотвращения болезней. Любой верующий мог ему поклониться. Данный обычай выноса (по старому – изнесение) креста, просто — крестный ход и стал предысторией  праздника.

Святым Крестом освящали и самую главную ценность – воду. Эта обрядовая сторона в последствии  и сыграла решающую роль в появлении на Руси у праздника названия медовый. Как было дело и что этому способствовало?

Для понимания процесса формирования культа Медового Спаса нужно понимать мировоззрение средневекового человека. О нем расскажем болееподробно и обстоятельно.Религиозное восприятие мира российским православным народом даже в начале XX века оставалось на уровне языческих представлений.

В 1890 году, почти через 70 лет как начали для крестьян христианское учение по воскресеньям перед литургией преподавать, синод отмечал: «многие, именуясь православными, пребывают в состоянии духовного неведения… не могут пояснить, во что веруют;

необходимых молитв не знают…  исполняя обряды не ведают их духовного значения и приписывают им суеверные обычаи». В  1911 году «Духовная беседа» пишет тоже самое: «Господи, люди не знают, кто Ты. Одни говорят одно, другие – другое, как подскажет им омрачённый разум….

Они всё другое знают, только не знают своей веры. Во что же, однако, они веруют? Они подобно древним афинянам кланяются неведомому Богу». Что тогда можно сказать о состоянии мировоззрения народа в предшествующие века?

Православие в крестьянской среде  выглядело как охристианизированные языческие поверия и осуеверенные христианские обряды. Религия у них ассоциировалась с чем-то своим, что включала обыденная жизнь. Догматы христианского вероучения были для народа далеки и не понятны.

Крестьяне считали достаточным формального соблюдения внешних культовых христианских действий для спасения души. Процесс приживания православия выглядел как процесс его обрусения. Церковь вынуждена была христианизировать связанный с язычеством быт народа.

Крестьяне, в свою очередь, приспосабливали христианство под этот самый быт. Оязычивание коснулось всего: от имён святых, праздников в их честь, до  поклонов и троеперстного осениния себя крестным знамением.

Славянские имена Владимир, Владислав, Ярослав, Людмила проникли в святцы. Иноземные имена обрусели: Иоанн стал Иваном, Флор Фролом, Илларион Ларионом и т.д. Христианские святые в восприятии народа приняли облик древнеславянских языческих богов.

Так на библейского Илью-пророка были перенесены черты бога грома и молнии Перуна. Посредством языческих обрядов Иоанн Креститель был объединён с Иваном Купалой, святой Власий, епископ севастийский отождествлялся со «скотьим богом» славян Велесом, святые Кузьма и Демьян с богом Сварогом – покровителем кузнецов, культ Рожениц – с культом христианской Богородицы.

Причём обрядовая сторона полностью была языческой — с застольями, песнями, играми, хороводами.  В одной из запретительных царских грамот 1648 года, осуждающих языческие обряды говорилось: « А в навечерии рождества Христова и Васильева дни и богоявления господня клички бесовские кличут – коляду, и таусень, и плугу.

И многие человецы неразумием веруют в сон и встречу, и в полаз, и во птичий грай, и загадки загадывают, и сказки сказывают небывалые, и празднословие с смехотворением и кощунанием, и души свои губят такими помраченными и беззаконными делами.

Церковь, не преодолев языческую обрядность, начала её христианизацию. Святочное ряженьё (надевание одежд навыворот) стали связывать с идеей обновления через Рождество и Крещение. Языческую кутью, исходящую из культа предков как поминальную еду, означавшую постоянство возрождения жизни, церковь связала с центральной пасхальной идеей бессмертия (зерно – образ вечного нетления).

Не всё было подвластно слиянию языческого с христианским. Практически не поддался христианизации языческий праздник Масленица. Церковь всего лишь смогла приурочить к нему «сырную неделю». Другие весенние праздники («Радуница», «Первый выгон скота в поле», «Семник» или «Русальная неделя») стали связывать с Пасхой, а летние – с Троицей, и праздниками в честь святых Петра и Ильи.

Предлагаем ознакомиться:  Обязательно ли пить антибиотики при отите

«После обедни, которая на Крещение отходит рано утром, крестьяне расходятся по домам.… Потом один из членов семьи берёт с божницы икону с зажжённою перед ней свечой, другой – кадильницу, третий – топор, четвёртый (обычно сам хозяин) надевает вывороченную наизнанку шубу и берёт миску с богоявленской водою и соломенное кропило.

Вся семья отправляется на скотный двор в следующем порядке: впереди, согнувшись, несёт сын или брат домохозяина топор остриём книзу, так что он касается земли. За ним кто-нибудь из женщин несёт икону (по большей части воскресения Христова), далее идут с кадильницей и, наконец, хозяин с чашею воды.

Шествие совершается торжественно, среди полнейшего молчания, причём процессия останавливается посреди двора, где разложен особый корм для скота: печёный, разломанный на куски хлеб, ржаные лепёшки, сохранённые для этой цели от праздника рождества и нового года, хлеб в зерне и немолоченные снопы ржи, овса, и других хлебных растений, оставленные к этому дню с осени (оставляют обыкновенно по шесть снопов каждого хлеба).

Когда процессия останавливается, хозяйка выпускает  из хлевов до тех пор запертую скотину, которая с недоумевающим видом бродит по двору и, наконец, накидывается на лакомую пищу. Между тем процессия обходит скотину с образом, причём хозяин окропляет святою водой каждую голову крупного и мелкого рогатого скота в отдельности.

Данное описание предметно показывает, как тесно были переплетены в бытовом применении христианские атрибуты (икона, свеча, богоявленская вода, кадильница) и ритуальные действия (хождение с образом и окропление водой) с языческой атрибутикой (топор, вывороченная шуба, зёрна, снопы, лепёшки) и ритуальными действиями (порядок построения, обход скота, бросание топора).

Обрядность для любого бытового действия в крестьянской среде была обязательна. В дни чествования какого-либо святого она проводилась с особым отношением, причём самому святому приписывались качества созвучные произношению его имени, а само имя являлось значимым для созвучных бытовых дел.

Так в день Захария Серповидца (8 февраля) женщины доставали серпы и, молясь, окропляли их «святой» водой. В день памяти мученицы Агафьи (5 февраля) принимали предохранительные меры от падежа скота – убирали в хлевах старыми лаптями, пропитанными дёгтем – на такие действия их толкала не добрая примета «На Агафью коровья смерть по сёлам ходит» (хотя в переводе с греческого её имя означает – добрая).

На Власия (11 февраля) тоже окропляли скот «святой» водой, опахивали сёла от «коровьей смерти».  День праведной Елисаветы (5 сентября), которая, по представлениям крестьян, предсказала деве Марии рождение Христа, считался удачным на предсказания.

В этот день посещали ведунов и гадалок. В день Усекновения головы Иоанна Предтечи запрещалось рубить капусту, копать картофель, не рвать яблок. «На Федору (27 мая) не выноси из избы сору» и женщины боялись в этот день подметать полы.

«Мавруша (мученик Мавр, 3 мая) – покушай, а Маковей (семь мучеников Маккавеев превратились в имя, 1 августа) – поговей». Маккавей созвучно слову мак. Отсюда пошло правило в этот день святить мак. Обрядность осуеверенных христианских праздников передавалась из поколения в поколение.

Ярким примером наложения бытовой стороны жизни народа на все христианизмы является церковный календарь с именами «святых» и перечнем церковных праздников. Он без всякого почтения к ним был переделан крестьянами на свой лад.

«Святцам» придали смысловые значения, содержащие погодные и хозяйственные сведения, предания и заветы, рецепты и приметы. Их смысловое значение народ сопроводил присловьями, прибаутками, поговорками, пословицами и обрядами.

«На святого Тихона солнце идёт тише», «На Тихона певчие птицы затихают». В день пророка Наума (1 декабря), на Наума-грамотника начиналось обучение в школах. К звучанию имени («на ум») и поговорка: «Пророк Наум наставит на ум», хотя в переводе с еврейского его имя означает — утешитель.

На основе такой звуковой ассоциации дана оценка подавляющему большинству имён: «На Конона Грядия (5марта) копают гряды в огороде», «Пришёл Евсей (28 апреля) – овсы отсей», «Василий Парийский (12 апреля) землю парит», «На святого Пуда (15 апреля) доставай пчёл из-под спуда», «На Прокла (21 апреля) проклинают нечистую силу», «Святой Сила (30 июля) подбавит мужику силы», «Придёт Покров (1 октября) – девке голову покроет», «Фёдор Студит (11 ноября) – землю студит».

(Факторы влияющие на кристаллизацию мёда.)

Кристаллизация или засахаривание мёда – процесс естественный. Он зависит как от внутренних, так и от внешних факторов. Внутренними факторами являются свойства глюкозы. В мёде глюкозы (C6H12O6) содержится примерно 35 процентов или около половины всех сахаров.

Этот сахар кристаллизуется быстрее всех других сахаров. Фруктоза аналогична по химическому составу с глюкозой, отличается только структурой молекулы. Фруктоза, в отличие от глюкозы, плохо кристаллизуется.

Повышенное содержание фруктозы приводит к задержке кристаллизации мёда. Небольшой отстой фруктозы (жидкую фракцию) иногда можно обнаружить в верхней части продукта. (Небольшой – это означает чуть-чуть, а не «на палец» толщиной.

Скорость наступления кристаллизации в первую очередь зависит от соотношения глюкозы и фруктозы в конкретном сорте мёда. Чем больше в мёде содержание фруктозы, тем дольше мёд будет оставаться в жидком состоянии.

Например, мёд с вереска кристаллизуется непосредственно после откачки мёда, а мёд с акации при комнатной температуре может не засахариться и оставаться жидким чуть ли не до следующего сезона. Как видим, растения, с которых собран нектар, имеют непосредственное отношение к скорости кристаллизации.

На скорость кристаллизации влияет местонахождение мёда, материал из которого изготовлена тара, её объём, форма и прочее. Начинается кристаллизация мёда на поверхности, от стенок ёмкости и постепенно сгущается к центру.

Чем прохладнее температура окружающего воздуха и «холоднее» посуда (металл по сравнению с деревом), тем быстрее начнётся процесс кристаллизации. Если посуда имеет квадратную форму (с углами), то процесс кристаллизации начнётся быстрее с углов.

В круглой посуде кристаллизация наступит позже. В тонкостенной ёмкости кристаллизация начинается быстрее, чем в толстостенной посуде, а вот заканчивается быстрее обычно в толстостенной. Как видим, не только окружающая среда влияет существенно на состояние мёда, но и посуда.

Кристаллизация мёда зависит от температуры.Понижение температуры воздуха до 14 градусов Цельсия и ниже вызывает активный необратимый процесс кристаллизации глюкозы.Резкое понижение температуры, а так же перепады температур оказывают влияние не только на ход кристаллизации, но и на вид кристаллов.

В зависимости от размеров кристаллов выделяют три вида садки мёда: салообразный, когда кристаллы не различимы глазом, мелкозернистый – кристаллы меньше 0,5 мм, крупнозернистый – кристаллы свыше 0,5 мм.

На качество продукта кристаллизация не влияет. Все полезные свойства мёда сохраняются. Так вот при резком падении температуры высокофруктозные сорта мёда делаются «стеклянными». У мёда остаётся прежняя прозрачность, но он получает тягучесть как у жидкого стекла.

При помещении в тёплое место такой мед сначала «отойдёт», сделается снова жидким, а потом сядет кристаллами. Используя свойство мёда, особенным образом реагировать на перепады температур, приготавливается крем-мёд.

Этих азов знаний о кристаллизации мёда потребителю вполне достаточно. Дополнительные вопросы возникают в основном по поводу степени полезности засахарившегося мёда и особенностей садки ряда сортов. Что касается полезности, то тут уже говорено-переговорено — кушайте на здоровье, что свежий, что засахарившийся мёд.

Предлагаем ознакомиться:  Лечение глаз медом катаракты глазные капли с майским медом

Зачем освящали мёд.

Теперь вернёмся к истории Медового Спаса. Как же мёд угодил на этот праздник?

Угодил он в силу своих лечебных качеств. Дело вот в чём. В народной среде источником болезней в основном считалась «нечистая сила». Самым действенным средством, упреждающим её злодеяния, считались молитвы и наговоры.

Молитвами и наговорами лечили и людей и домашний скот. Главная сила врачевания приписывалась словам заговора, целебные свойства снадобья приобретали силу только после наговора на них. С установлением христианства с защитительными молитвами стали обращаться к заступничеству «крестной силы».

Православное торжество Изнесения (происхождения) честных древ Животворящего Креста Господня совпадает по дате с празднеством Всемилостивому Спасителю. Как раз во время празднования Изнесения (происхождения) честных древ Животворящего Креста Господня осуществляется обряд освящения воды.

Одновременно освящалисьмёд, лекарственные травы и мак. После чего, в представлении крестьян, наступало действие защитительной «крестной силы», которой освятили продукты. Таким образом, все эти лечебные средства приобретали дополнительную чудодейственную силу.

Нам понятно назначение «святой воды», мёда и лекарственных трав. Они применялись для избавления страждущих. А как же мак? Мак тоже «помогал».  Им посыпали дома снаружи и внутри от проникновения нечистой силы.

(Про мак уже упоминалось. Он связан с этим днём вследствие почитания в это же число мучеников Маккавеев). В честь праздника, конечно, после освящения продуктов старались вволю полакомиться сладкими блюдами, приправленными мёдом и маком.

Почему крупный кристалл у мёда?

Мало кого интересует почему мёд маслянистый или имеет салообразную структуру. Такой мёд внешне привлекателен и пользуется хорошим спросом. Однако если мёд сел крупным кристаллом, то появляются вопросы.

Тут как раз все факторы кристаллизации проявились в «одном лице».

Элементарно крупным кристаллом мёд сядет если посуда была помыта не тщательно, и там оставались кристаллы старого мёда. Процесс кристаллизации начался именно в местах соприкосновения жидкого мёда со старыми кристаллами.

Другая причина заложена в скорости понижения температуры окружающей среды. При резком и длительном падении температуры без последующего повышения температуры мёд сядет, как надо. Если температура будет колебаться в районе 14, то чуть понижаться, то повышаться, то мёд получит средний или крупный кристалл.

Ещё одна причина — это медоносы. Некоторые медоносы имеют в нектаре слишком большое содержание глюкозы. Соотношение между глюкозой и фруктозой велико настолько, что при понижении температуры до 14 градусов глюкоза кристаллизуется очень быстро.

При комнатной температуре такой мёд внешне имеет крупный кристалл и много межкристаллической жидкости. Например, мёд с сафлора, липы будет всегда маслянистым, а с тыквы крупнозернистым. Чистый мёд с подсолнечника будет белым маслянистым, а если в нём много разнотравья, то закристаллизуется крупным кристаллом жёлтого цвета. Какое растение «подарило» такую садку — это другой вопрос.

Медовый Спас и откачка мёда.

Современное представление о том, что мёд отбирали у пчёл именно после Медового Спаса не совсем верно. Это как-то ещё может относиться к Волго-Вятскому региону. В местностях, южнее столичного района отбирали мёд, как в начале июня, так и в августе.

А в западных областях – в конце июня. (По этому поводу я делал замечания на сайте в статье «Майский мёд: истоки и реалии»). Если переместиться на восток к башкирам и татарам, там вообще представления о Медовом Спасе не имели.

На Кавказе то же самое. Этот церковный праздник не оказывал существенного влияния на время отбора мёда в старые времена. Он укреплял веру крестьян в лечебные свойства мёда и придавал ему магические качества после того как целебное средство освящалось в храме.

Этот нюанс имел действительно большое значение. Праздники, сопряжённые с освящением воды, продуктов и прочего являлись самыми нужными. Их ценность была велика для каждой семьи. Боязнь сглаза и порчи была самым распространённым опасением.

Поэтому каждый хозяин, стараясь защитить свою семью и скот, не полагался на других, а сам заранее принимал все необходимые меры. В том числе готовились все атрибуты для будущих домашних обрядов, запасались травы и прочие лечебные средства.

Мёд хозяева заранее покупали или меняли у пасечников. Сами несли его в храм. Они должны были быть уверены, что их посудинка с мёдом освящена. Мёд использовали так же в качестве фетиша. Соты символизировали дом пчёл, которые таскают «богатство» в своё жилище.

Освящённый кусочек сот с мёдом хранили дома в надежде укрепления достатка. Хозяева не могли доверить постороннему  такое ответственное «дело» (освятить в храме свою безопасность). Они должны присутствовать там сами.

Это ещё один довод, касающийся времени откачки мёда. Мёд в старые времена не «дожидался» в бортях и колодах Медового Спаса. Он выкачивался гораздо раньше в соответствии с особенностями пчеловождения в каждом конкретном регионе, после чего освящался в церкви и использовался для домашних нужд.

Таким образом, откачка мёда в древности никаким образом не зависела от даты Медового Спаса.

Продолжим изучать историю Медового Спаса.

Почему обряд освящения мёда закрепился за Медовым Спасом.

Как же обряд освящения воды христианского праздника Изнесения (происхождения) честных древ Животворящего Креста Господня, получил «сладкое» имя и соединился с чествованием Спасителя?

Здесь ответ прост. Фактически до XIX века русское православное духовенство в своей массе было полуграмотным. На должность священника кандидат проходил курс духовного училища или просто получал домашнее образование.

После чего сдавал испытание в пении, чтении и письме. И всё! Ни о каком знании догматов христианского вероучения и знании «Божественной истории» и речи даже не шло. Такой священник сам жил по народным «святцам» и должного представления об этих самых христианских догматах не имел.

При поддержке Екатерины II начали развивать духовное образование. Только император Павел I, а затем Александр I  смогли потребовать от Церкви чтобы кандидаты на церковные должности имели обязательно полноценное школьное (всего лишь) образование.

Не далеко ушло получение церковной грамоты дворянством. Только в 20-х годах XIX века в светской школе стали преподавать (для дворян) закон Божий, и то, в основном катехизис, а до этого ограничивались божественной историей.

С этого же времени в церквях начали просвещать крестьян. В таких «жёстких» для богословия условиях всё, что угодно могло закрепиться за любым церковным праздником (и закреплялось). Простой священник не то, что не старался противостоять, наоборот был даже рад этому.

Чем проще название праздника, тем лучше это и для полуграмотного священника. Богословский смысл многих праздников, зачастую был не понятен и низшему духовенству. Сопротивление высшего духовенства проявлениям язычества до низов не доходило.

Да, ни кто таким мелочам и не противился. Так и остался Спас Медовым. Переубедить человека, как Вы сами понимаете, дело архисложное. Если, что-то усвоилось от предков, то это уже не «выковырнешь». Лучше приспособить.

Вот такая история у Медового Спаса.

Медовый Спас и сегодня играет ту же самую роль, что и раньше. Люди освящают мёд с верой в усиление его лечебных качеств. Люди верят. Помоги им, Господи, в вере их.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector