Заикание у детей и взрослых: причины и методы лечения

Причины болезни

В зоне риска оказываются чаще всего дети, чем взрослые. Мальчики в 3-4 раза больше подвержены проявлению недуга.

Выделяют некоторые причины, которые могут повлечь возникновение неприятных последствий:

  1. Психологические травмы (сильный испуг, негативная обстановка, стресс, страх выступлений, издевательства);
  2. Особенности умения говорить;
  3. Гипоксия плода, травмы головы;
  4. Копирование говора с людей, подверженных болезни;
  5. Состояние нервной системы из-за инфекций, поразивших головной мозг (менингит, энцефалит).

https://www.youtube.com/watch?v=_1XrR5iRvIs

Факторы, указывающие на появления болезни:

  • диктаторское воспитание в семье, отсутствие ласки и теплоты;
  • плаксивость, раздражительность, плохой сон, аппетит;
  • пониженный иммунитет;
  • генетическая наследственность;
  • тяжелые роды, сложная беременность;
  • резкая смена обстановки (переезд, посещение детского учреждения).

Симптомы заболевания

Заикание подвержено классификации по степени протекания и по клинической форме. По степени заикания выделяют такие типы недуга:

  1. Постоянное – полностью заполняет собой обычную жизнь;
  2. Волнообразное – проявляется временами;
  3. Рецидивирующее – повторное возникновение после полного излечения.
Характеристики Тип заболевания
Невротическая Неврозоподобная
Причина Психические травмы, ранее изучение второго языка Тяжелая беременность, сложные роды
Характер Функциональный, мозговые функции не нарушены Имеются органические изменения в клетках головного мозга
Признаки Плаксивость, робость, обидчивость, боязнь темноты, впечатлительность Беспокойство, наличие плохого сна, отставание в физическом развитии, плохая координация, возбуждаемость, вспыльчивость
Период проявления 2-6 лет 3-4 года
Симптомы
У детей полное замыкание в себе;

усиливающийся дефект при любом воздействии (стресс, тревоги);

волнообразное протекание;

отказ от общения с новыми людьми;

ребенок боится произносить слова, ожидая проявления дефекта речи

добавляются фразы «а», «э»;

паузы в говоре чаще и длиннее;

судороги в мимике лица и рук;

снижена память,

потеря трудоспособности

У взрослых навязчивое состояние ожидания речевого дефекта при произношении;

чувство неполноценности;

упадок сил, отсутствие настроения;

страх перед разговорами с людьми;

полный отказ от общения

тяжелые судороги во всех отделах речевого аппарата;

при разговоре постоянные ритмичные наклоны головы, покачивание тела, однообразные бессмысленные движения пальцев;

повышена истощаемость и утомляемость в речи

Таким образом, заболевание затрагивает не только детей, но и взрослых. Причем последние страдают от недуга тяжелее. Лечение на ранних стадиях намного легче и эффективнее.

Диагностика

Выявить заикание достаточно сложно. Проводятся специальные тесты на вероятность наличия дефекта речи.

Врач по своему усмотрению может назначить дополнительные лабораторные исследования для выявления определенной формы заболевания:

  1. Общий анализ мочи, крови;
  2. Инструментальная диагностика (магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография).

Для полноты картины и правильного диагноза необходима дифференциальная диагностика и специфическое лечение с участием многих специалистов. Следует показаться таким врачам как невропатолог, психолог, иглорефлексолог, психиатр и логопед.

Пройдя врачей можно определить причину, побудившую возникнуть дефекту речи. С помощью общей консультации специалистов находится единственно верный путь решения проблемы.

Причины, вызывающие заикание делят на предрасполагающие и производящие механизмы.

• Перегруз детей младшего возраста речевым материалом, несоответствующим возрасту;

• Заболевания ЦНС у близких родственников вызванные инфекционными, нервными и соматическими недугами;

• Истощение нервной системы из-за ЗПР, коклюша, дизартрии, рахита, дислалии, паразитических заболеваний;

• Поражение головного мозга (именно в нем расположен речевой центр) в результате различных инфекционных, травматических и метаболических болезней, асфиксии;

• Подражание заикающимся;

• Энурез, ночные страхи, эмоциональная напряженность и повышенная раздражительность самого заикающегося;

• Кратковременная психическая травма (испуг);

• Отягощенная наследственность — заикание, формирующееся по причине врожденной слабости речевого аппарата, переданной от родителей.

• Неправильное формирование речи в детстве: быстрая нервная речь родителей;

• Продолжительное психическое воздействие: императивное и неровное воспитание, избалованность, постоянные конфликтные ситуации, переучивание леворукости.

К неблагоприятным условиям относят физическую обессиленность, дефицит развития мимико-артикуляторных движений и моторики, нехватка положительных эмоциональных контактов с окружающими, возрастные изменения работы мозга (чаще происходят к 5 годам), повышенная реактивность, психическая ущемленность, ускоренное развитие речи.

Расстройство речи, преимущественно у малышей и юношей, чаще всего возникающее после испуга или психической травмы — это заикание. При выраженных проблемах с речью требуется профессиональная помощь и лечение. Однако и родители могут ускорить выздоровление заикающегося малыша своими силами.

Причины в точности неизвестны, ясно лишь, что они как-то связаны с возрастом. В 90% случаев заикание у маленьких детей начинается в возрасте до 7 лет. К счастью, у большинства заикающихся детей, после эффективного лечения речь постепенно исправляется. Коррекция заикания у ребенка с помощью логопеда обычно дает хорошие результаты, однако меры надо принимать как можно раньше.

Заикание чаще всего возникает в раннем детстве – именно в этом возрасте формируются связи между речевыми центрами в головном мозге. На сегодняшний день выделяют 2 основных его типа, вызванных различными причинами: заикание, обусловленное врожденными неврологическими нарушениями, и заикание – следствие приобретенных в детстве неврозов, спровоцированных сильным стрессом.

В первом случае заикание у детей появляется из-за родовой травмы, внутриутробного инфицирования либо инфекционных заболеваний с осложнениями, перенесенных в раннем возрасте, а также наследственной слабости речевого аппарата. Часто у таких детей повышено внутричерепное давление и имеется выраженная судорожная готовность.

Заикание второго типа появляется у совершенно здоровых, но, как правило, очень впечатлительных детей. Невроз у них может быть результатом сильного испуга либо постоянного психологического дискомфорта, граничащего со стрессом (например, жестокое обращение взрослых, насильственное переучивания ребенка-левши в «правшу», и т.д.).

По мере взросления ребенка появляются и другие причины, которые могут спровоцировать это заболевание. К примеру, заикание у детей 3 лет и старше может появиться в результате переутомления и переизбытка информации, когда родители читают им книги, не соответствующих возрасту, заставляют заучивать напамять длинные стихотворения или подолгу упражняться в игре на музыкальном инструменте.

Симптомы заикания

Главным симптомом заикания являются безболезненные, но труднопреодолимые судороги, возникающие в момент речи в мышцах мягкого неба, языка, губ и нижней челюсти. Иногда они могут сопровождаться рефлекторными подергиваниями мышц лица и конечностей. Внешне заикание проявляется нарушением темпа речи, непроизвольными остановками и повторениями одних и тех же слогов или отдельных звуков.

Преодоление заикания

Главный вопрос, возникающий у родителей, отметивших у своих детей заикание, – как лечить этот недуг. Многие из них начинают паниковать, так как заикающегося ребенка, как правило, ждут трудности в общении со сверстниками и в учебе. К сожалению, говорить о том, что заикание пройдет само собой, так же как и о самостоятельном преодолении заикания в детском возрасте, не приходится – ребенок просто не может говорить правильно, несмотря на все усилия.

Заикание у детей

Заикание у детей, обусловленное неврозами, чаще всего начинается с полного молчания, длящегося несколько часов. После этого ребенок вновь начинает говорить – но при этом он уже заикается. Развитие заболевания можно предотвратить, успев обратиться к врачу во время этой «молчаливой паузы», свидетельствующей об угрозе заикания. Как лечить болезнь, сможет решить лишь специалист с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Заикание у детей 3 лет нередко проявляется после начала посещения детского сада, у детей 6-7 лет – с появлением в их жизни школы. Особое значение здесь имеет личность воспитателя (учителя): в этой ситуации заикание у детей может быть спровоцировано его излишней строгостью и сухостью. Родителям необходимо побеседовать с педагогом, обсудив тактику его поведения с ребенком.

Так, ребенка, который заикается, нельзя вызывать на уроках или спрашивать на занятиях в детском саду первым – желательно делать это после нескольких удачных ответов других детей, чтобы вселить в него веру в свои силы. Если во время ответа он начинает нервничать и заикаться, педагогу  необходимо помочь ему проговорить фразу либо слово.

В случае же, если ребенок затрудняется с ответом и никак не может преодолеть судороги и начать говорить, следует помочь ему, задав дополнительный наводящий вопрос. Ни в коем случае нельзя фиксировать внимание на недостатках речи заикающегося ребенка и делать ему замечания, особенно в присутствии других, – такие действия лишь приведут к усилению заикания.

Заикающийся ребенок должен наблюдаться у невропатолога и посещать занятия у логопеда, который поможет подобрать комплекс речевых упражнений для коррекции заикания.

Лечение заикания у детей и взрослых имеет много общего. И тем, и другим полезны различные упражнения, направленные на  формирование плавной, свободной, четкой речи и стабилизацию ее темпа: пропевание и скандирование фраз и стихотворений, дыхательная гимнастика. Хороший эффект дают занятия пением и танцами – они помогают сформировать правильное речевое дыхание.

Виды заикания

Формально выделяют такие типы заикания как клонические, тонические и смешанные. Эти судороги по тому, где они образуются, делят на голосовые, дыхательные, артикуляционные и смешанные .

При тонических судорогах отмечается долгое спазматическое сокращение мышц или короткое толчкообразное, например: «м-м-м-ашина». При клоническом типе нарушения формируется равномерное, не столь выраженное повторение одних и тех же судорожных движений: «ма——шина».

• вдохом (инспираторная );

• выдохом (экспираторная );

• вдохом и выдохом (респираторная ).

Судороги в артикуляционном аппарате делят на язычные, губные и мягкого неба. Как правило, сильнее всего они сказываются при выговаривании определенных согласных звуков — п, к, б, г, д, т.

• Легкая – заикание появляется только при желании быстро что-то сказать и в возбужденном состоянии. При этом заболевание легко лечится и у больных не отмечается психологической травмы;

• Средняя – выраженное заикание проявляется при эмоционально-возбужденном состоянии, в спокойной обстановке заикающиеся говорят легко и почти не заикаются;

• Тяжелая – речь постоянно затягивается и прерывается.

При произнесении звуков у ребенка наблюдаются грамматические и фонематические расстройства. Их распространенность у дошкольников равна 66,7%, у школьников старших классов эта цифра снижается до 13,1%.

• волнообразный – заикание то усиливается, то ослабевает, но полностью не пропадает;

• постоянный — дефект речи прослеживается постоянно;

• рецидивирующий — заикание после долгого исчезновения появляется вновь.

Выделяют неврозоподобное (органическое) и невротическое (логоневроз) заикание. При первой форме дефекта происходит выраженное неврологическое нарушение, а именно расстройство артикуляции и моторики, параллельно отмечаются другие заболевания связанные с нарушением речи. Вместе с тем возможно появление невротических реакций. Ребенок с неврозоподобным заиканием начинает говорить позже, чем сверстники, возможны нарушения в работе головного мозга.

Логоневроз – заикание, приобретенное по причине психической травмы. Психологическое потрясение свойственно легко внушаемым людям с нестабильной психикой и детям, у которых она до конца не сформирована. Притом работа мозга не нарушена и на ЭЭГ изменений практически не отмечается. Зачастую у взрослых в спокойной обстановке не наблюдается изменений в речи, а в результате стресса (неожиданный вопрос, публичное выступление) у них не получается ничего сказать из-за сильных речевых судорог.

  • Логоневроз или невротическое заикание у детей – функциональное расстройство.
  • Неврозоподобное заикание – связанное с органическими поражениями ЦНС.
  • Волнообразным (усиливается или слабеет в разных ситуациях, но полностью не исчезает).
  • Постоянным (имеет стабильное течение).
  • Рецидивирующим (периодически возникает на фоне речевого благополучия).
  • Тоническое, связанное с резким гипертонусом мышц губ, языка, щек, приводящим к паузе в речи.
  • Клоническое – характеризуется многократным сокращением артикуляционных мышц, и приводит к повторению отдельного слога или звука.
  • Тонико-клоническое.
  • Клоно-тоническое.
  • Артикуляционное.
  • Голосовое.
  • Дыхательное.
  • Смешанное.
  • Легкая – судорожные запинки во время спонтанной речи. Симптомы выражены слабо.
  • Средняя – запинки при диалогической и монологической речи.
  • Тяжелая – судороги речевых мышц длительны, запинки во всех видах речи. Коммуникация затруднена или невозможна.
  • Предлагаем ознакомиться:  Петров крест растение лечебные свойства

    Как предупредить развитие речевых дефектов?

  • Упорядочение распорядка дня малыша.
  • Создание спокойной и дружественной атмосферы в семье.
  • Избегание авторитарных методов воспитания.
  • Оберегание ребенка от физических и психологических травм.
  • Занятия для развития речи – чтение, разговоры с малышом.
  • Ограничение контакта ребенка с заикающимися родственниками или товарищами.
  • Лечение заикания у взрослых и детей

    Диагностика

    Посещение разных врачей поможет выявить причины возникновения логоневроза. Специалисты направят на необходимое лечение, каждый по своему направлению, что в результате даст положительные результаты в динамике развития заболевания:

    • логопед – обучает правильному использованию голоса, дыхания;
    • невропатолог, психиатр – проводят терапию нервной системы, воздействуя медикаментозно;
    • психотерапевт – лечение психотерапией (гипноз, аутотренинг);
    • психолог – способствует раскрепощению в общении с окружающими людьми;
    • иглорефлексолог – проводит манипуляции с иглами, снимая нервное возбуждение, способствует налаживанию кровообращения в головном мозгу.

    Прописываются следующие медикаменты:

    • седативные средства: Новопассит, Дормиплант;
    • транквилизаторы: Диазепам, Глицин, Медазепам, Афобазол;
    • для устранения судорог лица: Мидокалм, Магнерот, Финлепсин;
    • препараты, усиливающие кровообращение в мозгу: Ноотропил, Ноофен, Энцефабол.

    Для эффективного лечения существуют различные методики терапии, представленные в таблице.

    Название Курс лечения Направленность
    Методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенской Л.Г. 36 занятий Создается игровая ситуация, позволяющая сформировать навыки нормальной речи. Проводятся специальные логопедические занятия для выравнивания говора
    Методология Смирнова Л.Н. 30 недель Обеспечивает коррекцию дефекта речи, улучшает память, внимание, развивает мелкую моторику рук, способствует расслаблению тонуса мышц
    Методика Силивестрова 3-4 месяца, 32-36 занятий Создается ненавязчивая атмосфера, общение сводится к минимуму. После периода покоя деятельность направляется на стимуляцию речи ребенка. Проводятся занятия перехода от тихой к громкой речи. Плавный неспешный говор закрепляется в сложных речевых диалогах, беседах, пересказах
    Методика Шкловского В.М. 2,5–3 месяца Выявляется причина заболевания, проводится передел личности человека и его навыков. Больной учится заново правильно ставить речь в ситуациях обычной жизни. Формируется уверенность правильного произношения слов
    Методика Арутюнян Л.З. 24 дня, затем 5 курсов по 7 дней за год Устраняются судороги речевого аппарата, убирается страх перед разговором с другими людьми. Необходимо принятие проблемы и настрой на лучший исход
    Гипноз Единоразово или периодически «взрослый» метод, для детей категорически запрещен. Некоторые специалисты путем внушения закладывают уверенность в себе. Результат – жизнь без заикания. Есть побочные явления: головные боли, бессонница, снижение памяти

    Кроме возможных методик и медикаментов проводятся процедуры плавания с дельфинами, иглорефлексотерапия и электросон.

    Также не стоит отсеивать народную медицину, которая может существенно повлиять на благоприятный исход.

    Народная медицина предлагает ароматерапию, рецепты смесей, настоек и отваров, самомассаж.

    Ароматерапия снимает нервное возбуждение, нейтрализует страхи. Целесообразно применение масел сосны, бергамота, сандала, базилика, розмарина, розы, полыни, герани или лаванды. Несколько капель маслянистой жидкости капнуть на платок, шарф, подушку и вдыхать до выветривания.

    Положительный эффект имеют отвары и настойки:

    • успокоительный сбор ромашки, крапивы, мяты и валерианы – 0,5 ст.л. смеси развести на стакан кипятка, настаивать четверть часа. Пить по 0,5 стакана утром и вечером;
    • сбор для успокоения центральной нервной системы – листья мелиссы, березы, солодки, донника смешать с цветами календулы, залить все кипятком. Прокипятить на водяной бане, после настоять в закрытой посуде 2 часа. Процедить и принимать до еды 5-6 раз;
    • Петь в микрофонхмельной отвар (снимает спазмы головного мозга) – 1 стакан вина, в него добавить траву гусиную лапчатку. Прокипятить, остудить. Перед употреблением разогреть. Вино можно заменить молоком. Принимать не более 3 раз в день.

    Лучше всего совместить народную медицину с традиционна медикаментозным воздействием. Комплексная терапия даст положительные результаты в борьбе за здоровую и правильную речь.

    Не стоит отказываться от любой возможности излечить ребенка или взрослого человека от заикания.

    В научной медицине заикание лечат комплексными логопедическими упражнениями с назначением средств, успокаивающе воздействующих на нервную систему. Эмпирическая и альтернативная медицина использует фитотерапевтические методы, которые могут быть полезным дополнением комплексному лечению. В домашних условиях лечение заикания проводится самостоятельно с помощью народных средств.

    Настойки для лечения заикания у ребенка

  • Настой крапивы, ромашки, дягиля, хмеля, мелиссы, вереска, зверобоя: для сбора нужно 100 граммов листьев крапивы двудомной, 100 граммов соцветий ромашки, 50 граммов корней дягиля, 50 граммов соплодий хмеля, 50 граммов листьев мелиссы, 50 граммов травы вереска и 50 граммов зверобоя. Одну чайную ложку смеси залить стаканом кипятка, настаивать народное средство 20-30 минут. Настой пить при заикании по полстакана 2 раза в день (утром и перед сном).
  • Настой ясенца белого: 20 граммов свежих листьев с цветками ясенца белого залить 0,5 литра кипятка. Настаивать 15-20 минут. Полоскать процеженным теплым настоем рот, не глотая, 3-5 минут. Повторять курс народного лечения несколько раз в день.
  • Рецепт отвара для детей при заикании

    Чтобы вылечить заикание понадобится отвар из руты душистой. Пять граммов сухой травы руты залить половиной литра кипятка. Томить на малом огне в течение пяти минут. Теплым процеженным отваром полоскать рот и горло, не глотая. Держать во рту до полного остывания. Повторять процедуру лечения несколько раз в день в течение 2-3 недель.

    Лечебный сок от заикания

    Сок крапивы жгучей и ясенца белого: две капли сока крапивы жгучей смешать с тремя каплями сока листьев и цветков ясенца (листья и цветки для этого нужно брать в равных количествах). Поместить на язык, держать пять минут, не глотая. Повторять народное лечение несколько раз в день через два часа. Курс лечения — 10 дней.

    Молитва от заикания у ребенка

    Наговорите на воду, пусть заика пьет, а вы слегка бейте правой ладонью его по спине и читайте то, что на воду наговорили, снова, про себя: «Речь Господева чиста, Господевы уста говорят не сбиваются, слова не прерываються, так и не прерывайся икотой, маетой. Аминь».

    «Идет по лесу старичок-лесовичок, идет не спотыкается, раба Божья (имя) не заикаетя, говорить не устает на радость нам, на горе врагам. Говори, не заикайся, на словах не спотыкайся, как старик-лесовик не запинается, не заикается. Аминь».

    Чтобы вылечить заикание читать нужно на молодой месяц и только на молодой, всего 12 раз. В это время из дома не дают ни хлеба, ни денег и вообще ничего.

    Как говорить во время лечения заикания? Говорите внятно. Это значит — довольно медленно, четко, произнося все звуки, хорошо интонируя фразу. Такая манера может казаться неестественной и занудной, но она лучше всего соответствует способностям детского мозга обрабатывать речевую информацию. Ребенок, постоянно слышащий быструю речь взрослых, «проглатывающих» звуки, невольно пытается им подражать, но его артикуляция еще недостаточно для этого развита, и в результате он говорит невнятно.

    Замедляя свою речь, вы облегчаете ее правильное воспроизведение ребенком, который получает больше времени для спокойного генерирования слов и фраз. Такой специальный разговор для лечения заикания достаточно вести по 5 минут в день, постепенно переходя к более привычному для себя темпу речи, но стараясь все-таки не частить.

    Что важно не упустить в лечении заикания? В лечении заикания старайтесь держать паузу. Не спешите отвечать на реплику или вопрос ребенка. Сделайте паузу в пару секунд. Это задаст спокойный, неторопливый темп беседы, облегчая ее заикающемуся.

    Чего нельзя делать при лечении заикания? Не придирайтесь. Заикающийся ребенок должен знать: никто не требует от него совершенства. Многие дети больше думают о том, как, а не что ими говорится. Они так волнуются по поводу качества своей речи, что предпочитают молчать. Помогайте преодолеть робость, не требуя идеального порядка везде и во всем — в комнате, домашнем задании, чистоте ногтей и т. п. Ослабьте требования. Пусть ребенок знает: его ошибки, в том числе в речи, это еще не конец света.

    Допустимо ли быстрое излечение от заикания? Не торопите события при лечении заикания у маленьких детей. Не старайтесь постоянно поправлять речь ребенка и без конца совершенствовать ее различными упражнениями и скороговорками. Излишняя концентрация на проблеме может усугубить ее. Сводите стресс к минимуму. У каждого ребенка свой темп овладения навыками, и форсирование его ни к чему хорошему не приведет.

    Кого можно привлечь для лечения заикания? Поговорите с учителем. Он должен знать о проблеме вашего ребенка и о том, что проводится лечение заикания. Заике трудно читать вслух, делать доклады, отвечать в классе. Конечно, нельзя рассчитывать, что его полностью избавят от таких заданий, но учитель может облегчить их и создать благоприятную обстановку для выполнения с учетом состояния ребенка. Например, пусть его вызывают, только когда он сам поднимет руку.

    Доктор Комаровский про заикание у детей

    Заикание у детей встречается в возрасте 3 – 5 лет, когда речь активно развивается.

    Эта проблема диагностируется у 2% детей, причем у мальчиков в 3 – 4 раза чаще, чем у девочек.

    Заикание не является исключительно речевой проблемой, так как сопровождается нарушением деятельности ЦНС.

  • Речевые судороги, возникающие при попытке начать речь или в процессе разговора, проявляющиеся паузой в речи или повторением отдельного звука.
  • Поверхностное, неритмичное, ключичное или грудное дыхание, дискоординация дыхания. Малыш начинает говорить после полного вдоха или на вдохе.
  • Непроизвольные движения во время речи – морганье, раздувание крыльев носа, подергивание мимических мышц.
  • Употребление речевых уловок с целью сокрытия дефекта – улыбка, зевание, покашливание.
  • Заикание в детском возрасте часто сопровождается вегетативными нарушениями: тахикардией. потливостью, покраснением или побледнением кожи, лабильностью артериального давления во время разговора.

    Симптомы и признаки

    1. Голоса. При желании что-либо сказать происходит судорогоподобное замыкание складок гортани, что затрудняет образование звука. Заикающиеся стремятся произносить гласные звуки твердо, поскольку не могут выговаривать их плавно. Признаки патологии обычно при шепоте и пении смягчаются или полностью пропадают.

    2. Дыхания. Происходит большая трата воздуха на вдохе и выдохе при заикании, что связано с нарушением сопротивления в зоне артикуляции. Укороченный выдох прослеживается как во время речи, так и в состоянии покоя.

    3. Психики. С появлением заикания неминуемы определенные психические расстройства. Как правило, появляется страх перед произношением некоторых слогов. В своей речи заикающиеся специально избегают многих слов, стараясь подыскать им замену. В период обострений может разиться немота. У человека появляется чувство неполноценности.

    4. Сопутствующих движений. Некоторые движения, производимые пациентом во время речи, не являются необходимыми, но, в то же время, производятся осознано. При приступе заикания человек пожимает плечами, притопывает, качает головой, сжимает кулак, то есть осуществляет судорожные движения.

    5. Артикуляции. При заикании иногда отмечаются некоторые соматические нарушения: гипертрофия носовой перегородки, высокий свод неба и т.д.

    Краткие интересные данные

    — Бернардино де Саагун в 1576, базирующегося на знаниях ацтеков, предположил, что заикание у детей появляется в результате длительного сосания молока у матерей, соответственно лечение заключалось в отнимании крохи от груди.

    — Имеется информация, что в древние века заикались персидский царь Бат, философ Демосфен, египетские фараоны, пророк Моисей, римский поэт Вергилий.

    — Как правило, заикание с возрастом исчезает, по статистике лишь 3 % взрослых заикается.

    — Армия и высокая степень заикания несовместимы, иные же формы болезни не являются препятствием для службы.

    Клиническая характеристика развития заболевания имеет 4 фазы. При первой из них отмечаются незначительные моменты заикания, уменьшаются промежутки размеренной плавной речи. При этом сложности обычно появляются в начале предложения, труднее всего выговорить краткие части речи, давление со стороны усиливает дефекты общения.

    Предлагаем ознакомиться:  Лечение гастрита народными средствами в домашних условиях

    Во второй фазе заболевания появляются сопутствующие движения и проблемы в общении. Увеличивается количество ситуаций, затруднительных в плане коммуникации. Сложности с произнесением развиваются обычно во время быстрой речи и в многосложных словах. Заикание принимает хроническое течение. Дети осознают дисфункцию речи, но тем не менее говорят свободно при любых обстоятельствах.

    В третьей фазе происходит закрепление судорожного синдрома, что совершенно не отражается на объеме общения и абсолютно не вызывает страха и неловкости. Желания лечить патологию обычно не возникает. В конце периода осознается трудность коммуникации, и возникают попытки заменить сложные слова простыми.

    В четвертой фазе заикание становится выраженной психологической проблемой. Заикающемуся сложно произнести определенные звуки, он уклоняется от ответов на вопросы, появляются страх речи и антиципация. Речевые судороги могут продолжаться от 0,2 до 90 секунд.

    • малыш отказывается говорить или внезапно замолкает;

    • в начале фразы он повторяет первые слоги или полностью слова;

    • перед некоторыми словами ребенок ставит лишние звуки;

    • трудности перед началом речи;

    • вынужденные остановки в середине слова, фразы.

    Диагностика заикания у детей

    • нарушение ритмичности речи (повторение слогов, обрывки слов, растягивание звуков);

    • сложности и задержка в начале речи;

    • побочные движения (тик, гримасы).

    Если заболевание продолжается более трех месяцев, может понадобиться дополнительная диагностика: консультация логопеда и невролога, ЭЭГ, РЭГ, МРТ головного мозга.

  • Диагностику речи, во время которой оценивают:
  • темп, голос, дыхание;
  • речевые и моторные нарушения;
  • форму и частоту артикуляционных судорог.
  • Диагностику ЦНС посредством:
  • реоэнцефалографии;
  • Традиционные методы лечения заикания

    В Аюрведе считается, что травы способны вылечить заикание. Эти аюрведические средства контролируют Вату, Питту и Капху тела.

    Аюрведа сыграла заметную роль в древней медицинской системе и по-прежнему высоко ценится за ее преимущества. Индийские народные средства помогают устранить стресс, беспокойство и другие недомогания естественным образом. Нет никакого вреда в применении аюрведических средств, чтобы вести лучшую жизнь.

    Корень имбиря оказывает прекрасное влияние на весь организм человека. Он не только улучшает проблемы, связанные с эмоциональной и нервной системой, но и улучшает работу мозга. Это индийское народное средство  помогает в правильном функционировании иммунной системы и оказывает множественное положительное воздействие на другие органы тела.

    Ашваганда – это еще одно аюрведическое средство, которое помогает легко вылечить заикание. Эта трава содержит вещества, которые позволяют преодолевать потерю памяти, стресс и другие хронические болезни. Большинство из этих проблем связаны с образом жизни и вызывают неврологические дисбалансы. Люди, страдающие от заикания, часто жалуются на усталость, слабость в теле и неспособность сохранить энергию.

    Применение этого индийского средства улучшает работу мозга, делая его более острым и здоровым. Ашваганда облегчает память, улучшает сексуальную жизнь и тем самым помогает уменьшить стресс.

    Наверняка многие люди замечали такую особенность у заикающихся больных – дефект речи у них пропадает во время пения. Это объясняется тем, что слова произносятся нараспев, поэтому дыхание работает по-другому. Именно эта характеристика человеческой речи легла в основу лечения заикания методом дыхательной гимнастики.

    Стрельникова А. Н. разработала комплекс упражнений, направленных на проработку органов дыхания. Выполнение гимнастики позволяет нормализовать речь ребенка, помогает ему избавиться от заикания. Заниматься по системе Стрельниковой могут не только дети, но и взрослые люди. Безусловно, справиться с заиканием им будет сложнее, чем маленьким пациентам, но прогресс обязательно удастся заметить.

    В комплекс Стрельниковой входит 10 упражнений. Ниже будут описаны два из них, которые являются основополагающими при заикании.

    Именно их врачи рекомендуют использовать чаще всего:

    • Упражнение «Насос». Необходимо встать ровно, опустить руки вниз, наклонить туловище вперед, чтобы спина была слегка округлена. Шею расслабляют, голову опускают вниз. Затем человек совершает быстрый вдох и слегка приподнимается, но полностью распрямляться нельзя. После вдоха следует продолжительный выдох. Затем нужно снова наклониться в исходное положение и сделать глубокий и быстрый вдох, а после него долгий выдох.

    • Упражнение «Повороты головы». Человек встает прямо, опускает руки вниз и расслабляется. Затем нужно повернуть голову в левую сторону и сделать быстрый вдох, чтобы был слышен звук. Поворачивая голову слева направо, больной совершает выдох. Он должен быть продолжительным, нельзя делать остановку или паузу. Когда голова будет повернута вправо, вновь делают шумный вдох и, выдыхая, начинают поворачиваться, но уже в левую сторону.

    При выполнении упражнений нужно следить за мышцами шеи. Их не следует напрягать. Руки и тело должны оставаться без движения. Между упражнениями следует делать непродолжительные передышки. В день выполняют по 3 подхода, каждый подход состоит из 32 вдохов.

    Техника выполнения упражнения “насос”:

    Техника выполнения упражнения “обними плечи”:

    Благодаря дыхательной гимнастике человек учится правильно дышать, контролировать глубину вдоха, расправлять легкие, заполняя их воздухом. Параллельно укрепляются мышцы диафрагмы. Именно она принимает непосредственное участие в голосообразовании. Связки становятся подвижными, человек учится говорить без заминок.

    Рекомендовано тренировать органы дыхания по 15 минут, утром, днем и вечером. Не стоит рассчитывать, что после 2-3 занятий, человек начнет говорить, как лучший оратор. Первые результаты можно будет заметить не раньше, чем через 2-3 месяца. Голос приобретет естественность, станет свободным, дыхание облегчится, звуки начнут выходить легче. Заикание станет редким явлением.

    Логопед чаще всего занимается с группой детей, которые страдают от заикания. Есть множество методик, позволяющие исправлять дефект речи у ребенка.

    Самыми популярными из них считаются:

    • Методика Выгодской, Успенской и Пеллингер. Курс состоит из 36 занятий, длится он 8-12 недель. Логопед, в ходе обучения, воссоздает игровые ситуации, в которых дети применяют свою речь. Постепенно ученики переходят к разговору развернутыми фразами. Логопед показывает им упражнения, которые помогают расслаблять мышцы и устранять эмоциональное напряжение.

    • Методика Смирнова. Заниматься по этой программе нужно каждый день. Длительность одного занятия составляет 20 минут. Упражнения выполняют в игровой форме. Полный курс рассчитан на 7,5 месяцев, то есть на один академический год.

      Благодаря занятиям удается добиться следующих целей:

      • Нормализовать темп речи.

      • Привить чувство ритма.

      • Улучшить мелкую моторику.

      • Снять напряжение с мышц.

      • Улучшить речь.

    • Методика Сильвестрова. Курс длится около 4 месяцев и состоит из 36 занятий. В ходе его проведения больной проходит через три этапа. На этапе подготовки специалист налаживает общение с ребенком, это проходит в комфортной для него обстановке. Этап тренировки сводится к переходу от тихой речи к громкой. Спокойные игры замещаются эмоциональными занятиями. В этот период к работе привлекают родителей. Последний этап – закрепительный во время которого у ребенка вырабатывают умение говорить медленно и плавно. С этой целью применяют длинные рассказы, беседы, чтение. 

    • Методика Шкловского. Лечебный курс длится 3 месяца. Все это время человек должен находиться в больнице. Больной будет взаимодействовать с психиатром, психотерапевтом, невропатологом. Сперва пациент пройдет комплексное обследование, чтобы выявить истинную причину нарушения речи. Затем уже сформированные патологические навыки необходимо будет разрушить. Заключительным этапом терапии является проработка поставленной речи в жизненных ситуациях. В ходе проведения терапии пациент становится уверенным в собственных силах, он начинает понимать, что в состоянии справиться с заиканием в любых ситуациях, независимо от уровня их эмоциональности.

    • Методика Арутюнян. Лечение проводится как в стационаре (первые 24 дня), так и в амбулаторных условиях (5 курсов по 5-7 дней, которые реализуют в течение года). Речь больного синхронизируется с движениями пальцев ведущей руки. Это позволяет сформировать у пациента новую психологическую установку, которая обеспечивает спокойный эмоциональный фон, позволяет сохранять ровную интонацию, контролировать мимику и осанку.

    Методика Сильвестрова, Смирнова и Выгодской предназначены для лечения заикания у детей дошкольного возраста. Чтобы справиться с такой проблемой у подростков или у взрослых пациентов, используют методику Шкловского или метод Арутюнян.

    Речь больного замедляют. Это позволяет уже с первых тренировок избавиться от заикания. Со временем она ускоряется.

    Кроме традиционных методов лечения заикания, существуют и другие подходы к решению данной проблемы. К таковым относится мультикомпьютерный комплекс Breath Maker. Он позволяет создать своеобразный «протез» который связывает два центра головного мозга, отвечающих за процесс распознавания речи (центр Брока и центр Вернике).

    Эта методика позволяет устранить психологический дискомфорт, повысить уверенность в собственных силах. Доказано, что человек с заиканием даже незначительные запинки в своей речи считает критическими. Он ошибочно полагает, что люди замечают их. Это способствует излишнему психологическому напряжению и усугубляет нарушения речи.

    Следующая нетрадиционная методика для борьбы с заиканием – это точечный массаж. Курс должен быть продолжительным, только так удастся добиться успеха. Хотя заметное улучшение речи часто наблюдается уже после первого сеанса. Такой успех приводит к тому, что пациенты считают себя выздоровевшими и отказываются от дальнейшей терапии. Однако чтобы справиться с проблемой, точечный массаж нужно проводить курсами, которые повторяются 1 раз в 6 месяцев.

    Для проведения точечного массажа не обязательно посещать специалиста. Процедуру можно выполнить в домашних условиях. Однако научить больного технике точечного массажа должен профессионал. В дальнейшем можно переходить к самолечению.

    Справиться с заиканием можно с помощью неврологических методик.

    Человеку потребуется соблюдать следующие рекомендации специалистов:

    • Принимать лекарственные препараты. Врач может назначить средства, тормозящие чрезмерную активность психологических процессов и устраняющие судороги. Также показан прием транквилизаторов.

    • Принимать седативные препараты. Предпочтение отдают лекарственным средствам, имеющим растительную основу.

    • Проходить курсы рефлексотерапии и иглоукалывания.

    • Принимать препараты, направленные на повышение иммунитета и на укрепление нервной системы.

    • Посещать сеансы психотерапии.

    Заикание является распространенной проблемой, поэтому медицинская наука находится в постоянном поиске решений для ее устранения. В Америке не так давно был разработан лекарственный препарат для лечения пациентов с заиканием. Он уже прошел пробы на лабораторных мышах. Поэтому вполне вероятно, что с этим нарушением скоро можно будет справиться с помощью лекарственных средств. Д.

    Магуайр, работающий в Университете Калифорнии убежден, что заикание обусловлено избыточной продукцией дофамина в организме. Подавить его выработку можно с помощью Галоперидола. Однако этот препарат имеет множество побочных эффектов, поэтому допускать его массового приема нельзя. Врач предлагает применять для лечения заикания Оланзапин. Этот препарат проходит клинические исследования и в ближайшее время его запустят в массовое производство (при условии успешных испытаний).

    • Волкова Г. А. (1979, 1994). Профессор придерживается мнения, что с детьми, которые страдают от заикания, необходимо заниматься исключительно через призму игровой деятельности. Это позволяет моделировать различные ситуации, которые прорабатывают события, присущие для реальной жизни. Таким образом удастся нормализовать процесс взаимодействия с другими людьми. Как итог, у ребенка формируются необходимые личностные качества, корректируются имеющиеся отклонения.

    • Геркина М. И. (1972). Ученая учитывала тот факт, что заикание имеет ситуативный характер, поэтому коррекцию речи она предлагала осуществлять с помощью сюжетных игр. Сперва ребенок прорабатывает вымышленную сюжетную ситуацию, в которой реальный собеседник отсутствует. Затем переходят к ролевым играм. Логопед предлагает сюжет, в ходе реализации которого стимулирует активную речь ребенка, направляет ее в нужное русло. Аналогичного подхода придерживалась Пеллингер Е. М. и ее соавторы (1995).

    • Чевелева Н. А. (1978). Ученая считает, что для максимально эффективной коррекции заикания у детей лучше всего использовать спокойные виды деятельности. Она указывает на то, оптимальным для этого занятием является труд, а именно, создание поделок. Терапия предполагает последовательное прохождение нескольких этапов: пропедевтический (речь с опорой на визуальные образы), завершающая речь (характеризует выполненное действие), предваряющая речь (без опоры на прошлое), закрепление активной речи. При этом автор методики полностью отвергала идею использования дыхательных, речевых и других упражнений.

    • Ястребова А. В. (1999). Она создала программу для лечения школьников, страдающих заиканием. Ученая предложила ряд логопедических занятий, которые преследуют формирование навыков свободной речи, совершенствование мыслительных процессов, выработку умения быстро перестраивать внимание с одного вида деятельности на другой.

    • Богомолова (1977). Автор придерживается мнения, что не следует слишком много внимания уделять проработке неврологических нарушений. Она убеждена, что справиться с заиканием можно с помощью логопедических занятий, а в процессе корректировки речи неврологическая сфера восстановится самостоятельно. Она предлагает прорабатывать речь, сопровождая ее дирижирующими движениями руки.

    • T. Berendes (1963). Методика автора основана на использовании «сценотест» Г. Стаабс. Из постановочных игр, которые выстраивает сам ребенок, удается вычленить скрытый конфликт, приводящий, по мнению ученого, к заиканию. Одновременно малыш избавляется от внутреннего психологического напряжения. Усилить лечебный эффект автор предлагает с помощью аутогенных упражнений и гипноза.

    • Селиверстов В. И. (2000). Его программа рассчитана на терапию в условиях стационара. Ребенок должен будет выполнять речевые упражнения. Их сложность определяется в зависимости от имеющихся нарушений речи.

    • Абелева И. Ю. (1969). Она предлагает начинать коррекцию заикания с проработки техники речи. Для этого ребенку предстоит выполнить голосовые, дыхательные и артикуляционные упражнения. В дальнейшем ему предлагают выполнение речевых заданий, которые постепенно усложняются. Однако современная наука указывает на то, что кроме речевых упражнений, пациент должен получать физиотерапевтическое, психотерапевтическое и медикаментозное лечение.

    • Любинская С. М. (1970), Миссуловин Л. Я. (1988), Некрасова Ю. Б., Орловская С. Ф. (1966), Шкловский В. М. (1979, 1994). Эти авторы в разное время разработали свои методики по лечению заикания у детей. Однако все их работы объединяет тот факт, что они предлагают использовать аутогенную тренировку не как монометод, а в сочетании с психотерапевтическим воздействием и приемом лекарственных препаратов.

    • Карвасарский Б. Д. (1990). Он предлагает групповые сеансы терапии, которые сочетаются с элементами императивного внушения по К. М. Дубровскому (1966). При этом страх речи, который испытывают пациенты необходимо противопоставить новым положительным эмоциям.

    • Некрасова Ю. Б. (1984). Автор предлагает методику, которая позволяет за небольшой временной период изменить отношение пациента к страданию. Сеансы эмоционально-стрессовой терапии, которые в том числе, предлагал Карвасарский, позволяют сформировать у человека готовность к преодолению имеющегося психологического барьера. Это позволит ему разговаривать без заминок, даже на пике эмоционального волнения.

    • Шкловский В. М. (1994). Ученый ввел в комплексную схему лечения сеанс внушения во время бодрствования человека. Этот метод позволяет больному справиться со страхом речи при эмоциональном волнении. Методы лечения адаптированы к возрасту пациентов.

    • Max L., Cariso A (1997), Onslow M (1997). Ученые указывали на то, что под влиянием логопедического обучения у больных изменяется просодическая сторона речи, что очень важно в плане избавления от заикания.

    • Zeetan M. (1962). Основным принципом лечения автор считает замедление речи. Это позволяет пациенту контролировать его дыхание, голос и артикуляцию, а также снимает напряжение с мышц, дает возможность избежать судорог. Автор крайне отрицательно относится к монотонной речи, которая не имеет динамики.

    • G. Andrews (1982, 1983), P. A. Resick, P. Wendiggensen, S. Ates, V. Meyer (1975). Авторы придерживаются мнения, что максимального результата можно добиться в том случае, если обучать больного приемами замедленной речи. Некоторые ученые вовсе считают, что только этого приема достаточно для того, чтобы вылечить человека от заикания.

    • Поварова И. А. (2000, 2001, 2002). Автор считает, что нарушение темпа и ритма речи – это основная проблема заикающихся людей. Если проследить динамику этих показателей у конкретного больного, удастся создать максимально эффективную схему логопедического воздействия. В обязательном порядке нужно работать над интонацией пациента. Выразительную речь нужно формировать с первых занятий.

    • Ястребова А. Я. (1962, 1999). Автор подчеркивает необходимость проработки интонации пациента. Она предлагает направить усилия на формирование умения слушать речь другого человека. Чем выразительнее будет речь самого больного, тем больше усилий он будет прилагать для того, чтобы владеть собственным голосом. Лечение должно быть планомерным и переходить от легких заданий к сложным.

    • Шембель А. Г. (1961). Автор предлагает начинать работу над интонацией на завершающем этапе логопедической терапии. Однако медицинская наука с таким подходом не согласна.

    • A. Liebmann (1901). Автор выступал категорически против монотонной речи в лечении пациентов, так как она привлекает еще больше внимания со стороны окружающих людей. Тем самым усугубляя психологический дискомфорт заикающегося и негативным образом сказываясь на прогрессировании нарушения. Однако он не отрицал, что в некоторых случаях применять монотонную речь все-таки следует.

    • И. А. Сикорский (1889). Еще в 1889 году ученый установил, что монотонная речь не может положительным образом сказаться на процессе лечения пациентов с заиканием, но ее целесообразно использовать на начальных этапах лечения болезни. Такой прием позволяет купировать судороги мышц, отвечающих за речь.

    • Тяпугин Н. П. (1966). Ученый указывал на то, что независимо от возраста пациента, необходимо направить усилия на перевоспитание речи больного. Автор считает, что нужно научить человека разговаривать плавно и в слегка замедленном темпе.

    • J. Brady (1969). Ученый считает, что некоторое замедление темпа речи позволяет справиться с судорогами, а значит, практически с любым случаем заикания.

    • Мещерская Л. Н. (1982). Она указывает на то, что замедление темпа речи негативным образом отражается на лечении заикания. При этом автор не рекомендует полностью отказываться от замедления, но, по ее мнению, оно должно быть минимальным. Сама речь больного должна быть приближена к нормальному темпу.

    • G. Andrews, P. Howie (1981). На начальной стадии лечения ученые предлагают замедлять речь до 50 слогов в минуту. Затем плавно темп речи должен быть увеличен.

    • Визель Т. Г. (1997). Ученый настаивает на том, что темп речи, независимо от оказываемого вида лечебного воздействия на больного, должен быть нормальным, но с учетом его индивидуальных особенностей скорости проговаривания слов. По мере освоения пациентом азов программы, требуется усложнять ритмику и смысловую нагрузку фраз, которые он проговаривает.

    • Андронова Л. З. (1993). Автор указывает на то, что педагоги и ученые не должны принуждать пациента замедлять его речь. Она рекомендует начинать процесс терапии с проговаривания слов по слогам, в сочетании с движениями пальцев рук.

    • Вессат О. В. (1983), Жинкин Н. И. (1958), Кузьмин Ю. И. (1991), Миссуловин (1988). Эти авторы изучали влияние аппаратурного воздействия на процесс лечения от заикания. Как показала практика, заглушение речи шумом не приносит положительного эффекта. В то время как задержка обратной акустической связи позволяет уменьшить количество заиканий и замедлить речь пациента. Авторами была предложена методика лечения заикания с использованием аппарата АИР.

    • Данилов И. В., Черепанов И. М. (1970). Ученые занимались изучением влияния метронома на речь пациентов. Им удалось установить, что 60 ударов метронома в минуту позволяют на 83% увеличить скорость речи больных с тонической формой нарушения. Частота в 2,17 Гц дает возможность повысить скорость речи пациентов с клонической формой заикания.

    • Лохов М. И., Фесенко Ю. А. (2000). Они установили, что оптимальную слитность речи у больных со смешанным типом заикания можно сформировать при частоте работы метронома на волне 1,4 Гц.

    • Андронова Л. З., Лохов М. И. (1983). Ученые разработали метод лечения заикания, который базируется на фотофоностимуляции при ведении небольших доз Этимизола. Частоту фотофоностимуляции подбирают на основании проведенного ЭЭГ в ходе которого устанавливается усвоение ритма конкретным пациентом.

    • Ангушев Г. И. (1974). Ученый посвятил свои труды процессу изучения роли произвольного управления деятельности, которую выполняет человек. Он установил, что у заикающихся лиц регуляция произвольных и непроизвольных действий выше, чем у здоровых людей. Это приводит к тому, что работа речевого аппарата не поддается автоматизации. Чтобы добиться автоматизма, требуются постоянные тренировки.

    • Королевская Т. К. (1996), Орлова О. С. (2003), Поварова И. А. (1995), Сметанкин А. А. (1999, 2002). Эти ученые указывали на положительное влияние на процесс речеобразования метода БОС (биологическая обратная связь). Тренировки по этому методу позволяют выработать у пациента новый стереотип формирования речи. Больной учится контролировать дыхательную функцию, совершенствует навыки голосообразования.

    Предлагаем ознакомиться:  Лечение фиброаденомы молочной железы народными средствами

    Другие способы терапии

    Избавиться от заикания в домашних условиях можно с помощью релаксирующих видов деятельности. Полезными будут занятия йогой, расслабляющие ванны, ароматерапия, лепка из теста или пластилина. Стоит заняться общим укреплением детского здоровья, которое заключается в следующем:

    • регулирование режима активности и сна;
    • правильное питание (без сладостей, жирной, жареной и копченой еды);
    • прогулки;
    • закаливание;
    • физическая активность.

    Попробовать вылечить логоневроз можно с помощью специальных компьютерных программ. Игра с тренажером положительно влияет на речь детей. Методика отличается эффективностью, когда патология только начинает развиваться.

    Кроме того, следует регулярно делать упражнения для языка. Им нужно двигать между верхними зубами. Такие занятия очень нравятся детям. Разминать мышцы языка можно еще с помощью облизывания тарелки. В результате этого улучшается произношение многих слов.

    Мелисса – средство от беспокойства

    При лечении логоневроза часто используют разные травы. Народные средства имеют хорошее воздействие на речевой аппарат, поэтому для борьбы с дефектом применяют:

    1. Душистую руту – 5 г сушеной травы заливают 0,5 л кипятка. Доводят до кипения, настаивают 5 минут и процеживают. Детям нужно жидкость держать во рту. В день делают 6 процедур по 20 минут.
    2. Сбор, состоящий из крапивы, ромашки, валерианы и мяты. Пить 3 раза в день на протяжении 30 дней.

    Кроме того, рекомендуют смешивать 1 ч. л. меда с таблеткой мумие. Ребенок должен держать это средство во рту, сколько сможет, а потом выплюнуть. Прием — 2 раза в день. Курс – 2 месяца.

    При использовании разных сборов стоит учитывать индивидуальную переносимость малыша того или иного компонента. Многие травы составляют опасность для малышей, поэтому народные средства от логоневроза применяют грамотно.

    Вьюнок  многоплодный (Convolvuluv Pluricaulis) цветет красивыми белыми цветами. Это аюрведическое средство помогает контролировать артериальное давление крови и хорошо работает при заикании. Особенно рекомендуется применять это средство студентам во время экзаменов.

    Корень аира оказывает положительное влияние на людей, сталкивающихся с проблемами речи. Он позволяет организму оправиться от нескольких расстройств, связанных с нервами.

    Мелисса является одним из широко используемых эффективных травяных средств для заикания. Она успокаивает сердце и нервы человека, уменьшает беспокойство и нервозность. Возьмите 30-40 листьев мелиссы и сварите в 1 чашке воды.

    Пейте по 1/3 чашки этого чая из мелиссы 3 раза в день. Это народное средство поможет успокоить нервную систему. Кроме того, мелисса очень эффективна для лечения заикания.

    Вы можете использовать все перечисленные народные средства в разных комбинациях. Если вы будете регулярно применять эти травы, то вскоре избавитесь от заикания. Наконец, будьте терпеливы и не теряйте уверенности в возможности исцеления от заикания при помощи народных средств.

    Осложнения

    При заикании очень часто развиваются осложнения психологического характера. Человек избегает общения, становится замкнутым, появляются мнительность, чувство неполноценности и ущемленности. Эти проявления могут привести к сложностям в семье, учебе и работе.

    Проблема заикания также связана с сопутствующими вегетативными нарушениями, такими, как вегетативная дистония, экстрапирамидальные патологии, повышенное внутричерепное давление, мидроз (расширение зрачков).

    Врачи также отмечают физические особенности: стволовые дисфункции, нарушения осанки, слабость вестибулярного аппарата, плоскостопие, вегетососудистая дистония, кривошея и остеохондроз.

  • Нарушение социальной адаптации.
  • Снижение самооценки.
  • Логофобия – боязнь речи.
  • Звукофобия – боязнь произнести отдельный звук.
  • Усугубление речевого дефекта.
  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock detector